|
|
N°217, 25 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Звуки на память
Нейробиологи исследовали процесс запоминания информации во сне
Ученые всегда с большой долей скептицизма относились к утверждениям, что можно что-либо выучить во сне. Голос преподавателя может только разбудить обучаемого, шутят они, но не вдолбить ему в голову какие-то знания.
Однако новое исследование позволяет утверждать, что многочисленные скептики не совсем правы. Ученые из Северо-Западного университета (Чикаго) провели оригинальный эксперимент, дающий основания говорить, что воспроизведение определенных звуков во время сна помогает спящему лучше запомнить то, что он изучал перед тем, как лечь спать.
Исследователи просили 12 участников эксперимента передвигать на экране монитора 50 разных картинок в отведенные для них места. При этом правильное перемещение каждой картинки сопровождалось определенным звуком: например, кошка -- мяуканьем, вертолет -- шумом работы двигателя и так далее.
Затем участников укладывали спать и во время сна прокручивали 25 из 50 звуков. Проснувшись, они не знали, что слышали какие-то звуки, и уж тем более не могли догадаться, какие это были звуки. Тем не менее почти все запомнили места расположения на мониторе тех картинок, сопутствующие звуки к которым они слышали, когда спали. По крайней мере, разница в запоминании местоположения звучащих картинок и остальных 25 оказалась ощутимая.
«Мы смогли дать людям как бы подсказку, путь к нужной информации, которую они учили перед сном, -- объясняет Кен Паллер, когнитивный нейробиолог из Северо-Западного университета, автор статьи в журнале Science. -- Мы считаем, что во время сна происходит консолидация памяти и что повторение является хорошим способом улучшения запоминания. Мы также показали, что во время сна можно получать информацию при помощи органов слуха и что при помощи звуков, относящихся к каждому эпизоду обучения, процесс повторения можно направлять в нужное русло».
Исследование американских нейробиологов в очередной раз подтвердило теорию, гласящую, что сон позволяет мозгу обрабатывать и консолидировать воспоминания. В 2007 году ученые доказали, что люди, которые что-то запоминают, вдыхая при этом аромат роз, делают это лучше, если во время сна им тоже давать понюхать розу. Новое же исследование ученых из Чикаго свидетельствует, что для улучшения запоминания можно вычленить из информации определенные сегменты и части.
В новом исследовании важно еще и то, что спящим не проигрывали буквальные фразы: «Кошка должна находиться в нижнем левом углу», а лишь звуки, которые ассоциируются с определенной картинкой и ее местоположением.
Паллер с коллегами не говорил участникам эксперимента, что они должны запомнить, а скорее напоминал о более общем и объемном воспоминании, которое им необходимо знать.
Еще одна интересная особенность эксперимента состоит в том, что у спящих были заметны легкие электрические изменения в волнах головного мозга вскоре после того, как они слышали звуки. Это позволяет предположить, что мозг вспоминает, когда и при каких обстоятельствах тот или иной звук был услышан, и «проигрывает» соответствующие воспоминания.
Конечно, для того, чтобы результаты этого эксперимента стали обучающей методикой, необходимы дальнейшие опыты и исследования. Например, интересно выяснить, как долго действует усиление запоминания после пробуждения и распространяется ли этот эффект и на обычный ночной сон, а не только дневной, как в эксперименте.
Участникам эксперимента давали спать не больше полутора часов, вполне достаточно долго для того, чтобы они погрузились в глубокий сон, но не дошли до стадии РЕМ (глубокой фазы сна). Многие ученые полагают, что именно в глубоком сне мозг закрепляет фактические воспоминания, а в быстром -- происходит их сортировка.
Кен Паллер надеется, что результаты этого и дальнейших исследований помогут не только лучше понять механизмы работы памяти человека, но и разработать способы улучшения процессов запоминания у людей с плохой памятью.
Захар РАДОВ