Правление Федеральной службы по тарифам (ФСТ) вчера утвердило один из параметров, которые определят рост цен на электроэнергию в будущем году: средний рост тарифа для производителей электроэнергии составит 3,6%. Впрочем, это лишь средняя температура по больнице. Для некоторых видов генерации прибавка будет выше в разы, другим генерирующим компаниям придется серьезно ужаться, поскольку для них тариф, напротив, был снижен. Однако реальный рост цен на электроэнергию для потребителей как промышленных, так и для самых рядовых вовсе не ограничится установленными лимитами.
Энергетики в будущем году окажутся в своего рода финансовых ножницах: уже в начале года возникнет серьезный дисбаланс между ростом затрат генераторов на производство энергии и разрешенным ФСТ увеличением ее цены при продаже по регулируемым договорам на оптовом рынке. Так, с 1 января стоимость газа для производителей электроэнергии вырастет на 15% (в этом году -- 15,9%), а рост тарифа на электроэнергию, произведенную ОГК, составит 5% (в текущем -- 18,1%), а для ТГК -- 9,2% (в нынешнем -- 17,5%). Отметим, что в России около 70% электроэнергии производится именно тепловыми электростанциями. «Такое отставание тарифа на электроэнергию от цен на топливо приведет к пропорциональному уменьшению прибыли или даже убыткам генерирующих компаний. Например, если расходы на топливо составляют 60% всех затрат генератора, а темпы роста тарифов на электроэнергию меньше темпов роста цен на топливо на 10%, то при доле регулируемого рынка электроэнергии 50% только на регулируемом рынке убытки генкомпаний составят 3% от выручки», -- сетует источник в одной из российских ОГК.
Для атомных станций и гидрогенерации тарифы на следующий год и вовсе снижены: для АЭС -- на 2,2%, для «Русгидро» -- на 6,4%. В текущем году прирост составил 28 и 31,3% соответственно. Впрочем, как отмечают опрошенные «Временем новостей» эксперты, для этих видов генерации такое решение не должно стать серьезным ударом. Даже с учетом того, что на следующий год запланировано проведение значительной части работ по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС. Государство, напомним,
отказалось оказывать в этом прямую поддержку «Русгидро». «У них и так очень высокая рентабельность. Рост тарифов на газ для них особенного значения не имеет. К тому же тариф для той же «Русгидро» на этот год был повышен почти на 30%», -- отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Олег Зотиков.
Тем не менее утвержденные значения роста тарифов составляют лишь малую часть того увеличения стоимости электроэнергии, которое в итоге получат конечные потребители. Как сообщили «Времени новостей» в ФСТ, до 15 декабря должно состояться заседание правления ведомства, в ходе которого будут согласованы тарифы для сетевых и сбытовых компаний, которые также вносят свою долю в формирование конечной цены киловатта. Напомним, что с 1 января будущего года в рамках попыток привлечь инвестиции в отрасль начнется перевод распределительных энергосетей на так называемые RAB-тарифы (Regulatory Asset Base -- регулируемая база задействованного капитала), что, по мнению экспертов, также приведет к росту тарифов для розницы.
Ранее Минэкономразвития назвало прогнозные значения роста тарифов. В среднем по стране (в разных регионах показатели могут существенно разниться) в 2010 году прибавка должна составить 8%, для промышленных потребителей -- 7,6% (в этом году -- 19%), а для населения -- 10% (25%). Однако и эта цифра не является окончательной, поскольку компании, как те, для которых тариф вырос, так и те, для кого он был понижен, постараются компенсировать свои затраты на свободном рынке. Напомним, что сегодня (с 1 июля) половина всей электроэнергии в России продается на открытом рынке. Однако процесс либерализации продолжается, и с 1 января 2010 года по нерегулируемым ценам будет продаваться уже 60%, а с 1 июля -- 80%. В 2011 году либерализацию планируется завершить. «Выпадающие доходы, возникшие из роста тарифа на топливо, могут быть компенсированы на свободном рынке. Но никто не отменял обязательств по исполнению инвестпрограмм», -- сообщил источник в одной из генкомпаний. С ним соглашается и аналитик «Велес Капитала», по словам которого, стремление компаний компенсировать свои топливные затраты негативно скажется на объемах их вложений в модернизацию мощностей.
«Для генкомпаний установлено среднее значение роста тарифа. Они могут, например, покрыть топливные издержки за счет повышения энерготарифа, но в этом случае им придется опустить цену на предоставление мощности, что в свою очередь негативно скажется на инвестиционной составляющей», -- отмечает Олег Зотиков. Добавим, что износ мощностей в отрасли составляет, по разным экспертным оценкам, от 60 до 75%. Возникает замкнутый круг -- компании будут повышать цены на электроэнергию, чтобы компенсировать свои топливные затраты, при этом экономя на модернизации мощностей. Последние без существенных вложений будут по-прежнему оставаться устаревшими, неэффективными и требующими большого расхода топлива, дороговизна которого и заставляет генераторов повышать отпускные цены на электроэнергию и экономить на модернизации. При этом в центре этого круга находится потребитель, для которого стоимость энергии будет лишь возрастать.