|
|
N°217, 25 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не оказаться на задворках
Президент Белоруссии считает таможенный союз поддержкой для России
Сегодня глава белорусского МИДа Сергей Мартынов встретится в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Как раз накануне визита белорусский лидер Александр Лукашенко выступил с критикой в адрес российского руководства. Поводом для недовольства послужила состоявшаяся в понедельник пресс-конференция Дмитрия Медведева для белорусских журналистов, в числе которых были представители оппозиционных СМИ. По мнению Лукашенко, эти журналисты «на дух не переносят русского человека», а сама встреча была «абсолютно бессмысленной».
Тем не менее основные разногласия между союзниками лежат в сфере экономики. 27 ноября должно состояться подписание пакета документов о создании трехстороннего таможенного союза с участием Белоруссии, Казахстана и России. Однако вчера Александр Лукашенко в очередной раз поделился сомнениями по поводу участия своей страны в этом объединении: «Таможенный союз, который мы завтра-послезавтра создадим, -- это удвоение, усиление позиций Российской Федерации. Это прежде всего сильнейшая поддержка для России, и мы очень надеемся, что Белоруссия, Казахстан не будут на задворках этого таможенного союза». И это далеко не первое заявление г-на Лукашенко о необходимости соблюдения интересов Минска в данном интеграционном объединении.
В частности, Белоруссия не производит легковые автомобили, и ей невыгодно повышать пошлины на ввоз легковых автомобилей до уровня российских. Это приведет к их подорожанию, а также к сокращению поступлений в бюджет от уплаты пошлин на ввоз иномарок. Однако Дмитрий Медведев подчеркнул, что Россия будет настаивать на унификации пошлин на легковые автомобили. В качестве уступки он предложил увеличение ввозных пошлин на крупные грузовики, аналоги которых производит Минский автомобильный завод.
«На первый взгляд повышение пошлин на грузовики выгодно Белоруссии. На самом деле это выгодно России, которая активно приглашает инвесторов для создания производств по сборке грузовых автомобилей», -- сказала «Времени новостей» замглавы исследовательского центра белорусского Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая. На днях российский КамАЗ и немецкая фирма «Даймлер» объявили о создании двух совместных предприятий по выпуску и продаже грузовых автомобилей, ранее были достигнуты договоренности о производстве в России грузовиков «Вольво». «Сомневаюсь, что наши основные конкуренты находятся вне СНГ. В случае повышения пошлин белорусским «МАЗам» придется конкурировать внутри таможенного пространства с собранными в России грузовиками», -- считает г-жа Точицкая.
Минск идет на участие в трехстороннем таможенном союзе в надежде договориться с Россией о поставках энергоресурсов по сниженным ценам. «Если этот вопрос не будет решен, Минск ничего не приобретет от присоединения к таможенному союзу. Сегодня делаются заявления о выгодах, связанных с доступом белорусских товаров на российский рынок. Но конкретные условия в этой сфере не оговариваются», -- отметила эксперт «ВН».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск