Время новостей
     N°217, 25 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2009
Мистральная линия
Россия превращается в импортера военной техники
Боевой корабль ВМС Франции "Мистраль" в настоящее время стоит в центре Петербурга у набережной Лейтенанта Шмидта. В плане похода -- обмен протокольными визитами, посещение достопримечательностей города, проведение на корабле специального дня прессы, посещение судна жителями и гостями города. Военные моряки Франции возложили цветы к мемориалу на Пискаревском кладбище.

Визит вертолетоносца прежде всего связан с тем, что военное руководство России высказало намерение купить у Франции корабль данного проекта, а потом приобрести лицензию на строительство четырех подобных судов на отечественных заводах. Во время стоянки "Мистраля" в Санкт-Петербурге адмиралы, офицеры и специалисты Военно-морского флота России, представители судостроительной промышленности вплотную познакомятся с этим десантным вертолетоносцем.

Планируется, что корабли типа "Мистраль" будут базироваться на Северном и Тихоокеанском флоте. Они приобретаются для проведения десантных, миротворческих и спасательных операций. Кроме того, как говорит реклама, этот корабль может использоваться для борьбы с пиратами, в том числе у побережья Сомали. Французское правительство согласилось с предложением российской стороны продать вертолетоносец. Вертолетоносец будет построен на верфях STX France (бывшие верфи "Шантье де Атлантик") на Атлантическом побережье в городе Сен-Назер. Партнером выступит французский военно-морской концерн DCNS.

Во время визита пройдет «примерка» российского вооружения к этому кораблю -- самому большому, который Россия собирается купить в своей истории. Как предполагается, окончательно вопрос будет решен во время визита премьер-министра Владимира Путина во Францию в конце этой недели. Российские эксперты по-прежнему сомневаются в необходимости покупки столь дорогого корабля -- по разным оценкам, очень приблизительным, стоимость проекта составит до 1 млрд евро (сам корабль с вертолетами и инфраструктурой).

Гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин признал, что не получал указаний о начале переговоров по покупке французского корабля. Однако, вполне вероятно, сделка может быть заключена без помощи госпосредника, напрямую военным ведомством. Так уже было с израильской компанией IАI по поставке беспилотных летательных аппаратов для армии. Вертолеты для «Мистраля» приобретать не планируется -- у нас есть Ка-27 и Ка-29.

Вертолетоносец типа «Мистраль» потребует наличия кораблей сопровождения и обеспечения, противолодочной и противовоздушной обороны, снабжения топливом, пресной водой, продуктами питания. Следовательно, для этого будут необходимы базы -- на своей территории и за рубежом. В частности, потребуется модернизировать сирийскую базу Тартус.

Глава Минобороны России Анатолий Сердюков сообщил, что Россия собирается купить один корабль и наладить производство такого типа кораблей на российских верфях при технической поддержке Франции. Идея, что Россия может импортировать вооружение иностранного производства, еще недавно казалась абсурдной. Сейчас такие закупки обсуждаются совершенно серьезно.

В мире нет стран, чей военно-промышленный комплекс полностью обеспечивает потребности вооруженных сил. Даже США являются крупным покупателем вооружения и военной техники. То же самое относится ко всем остальным ведущим экспортерам вооружения и военной техники -- Великобритании, Франции, Израилю и Германии. Вполне вероятно, что Россия в перспективе станет заметным импортером продукции военного назначения.

Тем не менее намерение приобрести Mistral вызвало поток критики. Его действительно нельзя назвать лучшим среди конкурентов: корабль проиграл тендер австралийских ВМС испанскому проекту УДК Rey Juan Carlos I. Высказываются и подозрения в коррупционной природе контракта. Единственная реально интересная для России технология Mistral, говорят скептики, его боевая информационно-управляющая система (БИУС), а также система обмена данными и управления разнородными силами SIC-21. Однако наивно надеяться на возможность получить доступ к этим технологиям.

Для этого экспедиционного корабля, приспособленного для трансокеанских расстояний, в российском ВМФ просто нет задач. Поговаривают даже, что таким образом Кремль желает отблагодарить президента Франции Николя Саркози за его относительно пророссийскую позицию в ходе войны с Грузией. Хотя покупка планируется без проведения конкурса и не будет сопровождаться передачей необходимых российскому флоту и кораблестроителям технологий.

Французские компании накопили самый богатый на Западе опыт сотрудничества с российскими коллегами из оборонной промышленности. Россия и Франция вместе создавали учебно-тренировочный самолет «МиГ-АТ», французские компании Thales и Sagem поставляли свое бортовое оборудование для истребителей Су-30МКИ и Су-30МКМ для индийских, алжирских и малайзийских ВВС. Французские навигационные системы стоят сейчас и на истребителях МиГ-29СМТ, полученных российскими ВВС после отказа Алжира от этих самолетов.

О намерении закупить этот корабль заявляли ранее начальник Генштаба вооруженных сил генерал армии Николай Макаров и главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Группа офицеров Главного штаба ВМФ России уже побывала на французской военно-морской базе Тулон, где осмотрела «Мистраль». Интерес к нему продиктован необходимостью иметь мобильные командные центры в слабо оборудованных в инфраструктурном отношении районах, например на Дальнем Востоке. Ни кораблей, ни проектов соответствующего класса у нас нет. К тому же в случае закупки даже одиночного корабля отечественная промышленность получит крупные заказы на производство палубных вертолетов.

ВМФ изучает не только французский Mistral, но и голландский десантно-вертолетный корабль-док Johan de Witt, а также испанский универсальный десантный вертолетоносец-док Rey Juan Carlos I.

Почему выбор пал именно на этот корабль, а не какой-либо другой? «Мистраль» внешне похожи на традиционные десантные корабли-доки, десантные вертолетоносцы-доки или универсальные десантные корабли. Французы выделили их в отдельный подкласс -- десантно-командный корабль. 210-метровый Mistral (ширина 32 м) развивает скорость до 19 узлов (35,2 км/ч). Корабль может принять до батальона морской пехоты и использоваться как штабной корабль. Полное водоизмещение около 21 300 тонн, скорость свыше 18 узлов, дальность плавания -- до 20 тыс. миль. Команда -- 160 человек, дополнительно вертолетоносец может принять на борт 450 человек, а на короткое время -- до 900.

Он может полностью вместить в себя механизированный или танковый полк со средствами усиления. Грузовместимость бронетехники достигает 1000 тонн: 60 легких боевых бронированных машин, 450 десантников в полном снаряжении. Всего «Мистраль» может принять 16 вертолетов: десять -- в подпалубном ангаре, шесть -- на полетной палубе. Не исключена возможность базирования и беспилотных летательных аппаратов. На борту оборудован командный центр площадью 850 кв. м, в котором могут работать до 200 человек. На корабле госпиталь на 69 койкомест, установлена специальная система сбора, хранения и переработки сточных вод, которые ранее обычно удалялись за борт.

К сегодняшнему дню построено два корабля типа «Мистраль», оба они находятся в боевом составе французских ВМС. Все попытки продать эти корабли на мировом рынке оказывались безрезультатными. «Мистраль», увы, не уникален и имеет аналоги, которые либо дешевле, либо обладают лучшими характеристиками. Наш флот вполне может обойтись без такой дорогой покупки, а для борьбы с пиратством, говорят специалисты, такие корабли совершенно не годятся.

Не исключены и международные скандалы. Эстонские военные уже заявили: они опасаются, что вертолетоносец "Мистраль" будет базироваться в Балтийском море, создавая угрозу безопасности страны -- члена НАТО.

Николай ПОРОСКОВ