|
|
N°217, 25 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восточный ковер и западный гобелен
Международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард» открылся в Оренбурге
Премьерным показом фильма Николая Лебедева «Фонограмма страсти» открылся второй международный кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и авангард». География ли здесь диктовала идеологию или наоборот, но только старинный русский город в степной точке встречи Европы и Азии, каковая точка здесь даже отмечена символической стелой, нельзя не признать удачным адресом для фестиваля, который взялся понаблюдать за тем, как в мировом кино западные побеги приживаются на восточной почве, а восточные ветры продувают западные просторы. Другой дело, что вторая оппозиция, вынесенная в фестивальное название, находится в неочевидных отношениях с первой, но каждому дорог свой концепт, и идеологи оренбургской «сходки» в полном праве манифестировать попутный интерес к тому, как неприступные классические крепости испытываются на прочность наглыми атаками авангардистов, а взбалмошные авангардные эскапады со временем застывают в классические формы.
Мероприятие тут задумано серьезное, его главный адресат -- вдумчивая публика, лишенная пищи для ума и сердца в кинозалах торговых центров. Однако настоящему серьезу самоирония не помеха, и если бы ее достало Оренбургу, он бы, пожалуй, выбрал себе другой фильм открытия. Вместо слабосильной попытки режиссера Лебедева замутить русский эротический триллер с итальянской полузвездой -- тоже далеко не во всем удавшийся, но живой и едкий фарс Ивана Дыховичного «Европа-Азия», действие которого вихрится вокруг соответствующей пограничной вешки на лихой русской дороге. Однако нет -- последний фильм Дыховичного предпочли не заметить.
В главный конкурс вошло десять фильмов, и председатель жюри эстонский режиссер Арво Ихо справедливо указал на то, что западно-восточными отношениями фестиваль не ограничился: северное и южное здесь тоже представлено. В борьбе за главный приз «Золотой сарматский лев» будут соперничать финские «Восемь дней до премьеры» и словено-хорватский «Ничей сын», чешский «Обходчик №47» и норвежский «Томми в аду», «Меня зовут Ойген» из Швейцарии и «Сделано в Венгрии» (понятно откуда). Естественным для фестиваля с такой идеологией образом не обошлось без копродукции. Самая «многоукладная» из них -- германо-российско-франко-казахско-киргизская «Семья» Марата Сарулу, а самая именитая -- греко-итало-германо-российская «Пыль времени», вторая часть исторической фрески Тео Ангелопулоса. Греческий классик собирался почтить Оренбург официальным визитом, и по этому поводу планировалось наградить его почетным «Львом» за заслуги перед мировым кино. Видимо, в последний момент случился календарный сбой, потому что визит Ангелопулоса был отменен и первый «Лев» второго фестиваля нашел другого владельца -- режиссера Александра Прошкина, чьи заслуги перед мировым кино, может, и поскромнее, зато перед кинематографическим Оренбуржьем они несомненны. Прошкин мало того что снял в «аутентичных» исторических пейзажах «Русский бунт» по «Капитанской дочке», так еще и спустя годы превратил здешние степные дороги в съемочную площадку современной криминально-автомобильной драмы «Трио».
Помимо лауреата сарматского «Льва» цвет российской режиссуры на торжественном открытии в местном драмтеатре был представлен лауреатом двух «Львов» венецианских и главой российского СК Никитой Михалковым. Правда, ведущие церемонии, актеры Анатолий Руденко и Дарья Поверенова, простодушно доверившись фестивальным спичрайтерам, в своем приветствии задним числом присудили господину Михалкову еще и каннскую «Пальму», а он до опровержений не опустился, но это частности. Ведь куда важнее, что оренбургский фестиваль, по михалковской мысли, должен собственным примером опровергнуть знаменитое утверждение Редьярда Киплинга о том, что Западу с Востоком вместе не сойтись. Эта мысль получила энергичное развитие в спиче председателя думского комитета по культуре Григория Ивлиева. От понятного волнения в связи с особой торжественностью момента он несколько путался в нормах родной речи, а перечисляя «великих кинематографистов», прибывших в Оренбург, выдал члена жюри актрису Викторию Толстоганову за ее тезку-литератора Токареву, но главного не забыл и публично засвидетельствовал неизбывный интерес партии «Единая Россия» к классическому наследию и авангардным поискам. Президент фестиваля режиссер Татьяна Воронецкая в отличие от представительных мужчин громких слов произносить не стала -- наоборот, сбила градус пафоса занятным наблюдением над русско-советской жизнью, на свой лад примирявшей западное с восточным: восточные ковры мы вешали в своих домах на стены как западные гобелены. Что ж, теперь ковер-гобелен на неделю превратился в узорчатый киноэкран.
Дмитрий САВЕЛЬЕВ, Оренбург