|
|
N°107, 20 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Иркутскэнерго» пока не подпускают к торгам
Уже много месяцев компания «Иркутскэнерго», не входящая в систему РАО «ЕЭС России», заявляет о невозможности продать за пределы области свою дешевую электроэнергию, выработанную сверх плана. То «не находится» покупателей -- а это энергодефицитные «дочки» РАО, то срываются торги. О том, что изменится с введением конкурентного рынка, рассказывает гендиректор «Иркутскэнерго» Владимир КОЛМОГОРОВ.
-- С сентября, как заявил вице-премьер Виктор Христенко, начинаются торги электроэнергией в объеме 15% электроэнергетического рынка. Что это означает для «Иркутскэнерго»?
-- Это означает, что у «Иркутскэнерго» будет такой потенциал, который позволит на этих торгах продавать всю излишне вырабатываемую для Иркутской области электроэнергию. Ведь на торгах сверхплановой энергией существует дискриминация. Летом крупные сибирские ГРЭС -- Березовская, Гусиноозерская (тепловые станции, входящие в состав РАО. -- Ред.) -- показывают, что у них есть более дешевая электроэнергия. Но ведь такого в принципе быть не может! Просто происходит перераспределение затрат -- так как в федеральных плановых тарифах для ГРЭС учитываются все затраты, то на них и перекладывают часть затрат на производство сверхплановой продукции. Мы считаем, что это в принципе неправильно. Надеемся, что при объявлении торгов с сентября механизмы будут новыми, более открытыми и понятными. А пока административный ресурс РАО «ЕЭС России» побеждает, и нас не подпускают к такой торговле.
-- А как начало работы конкурентного рынка отразится на финансовом состоянии «Иркутскэнерго»?
-- Это не очень значимо для финансов. Мы продаем дешевую энергию -- по 11 коп. за кВт ч. Поэтому для нас 15% этого дешевого рынка ощутимых финансовых результатов не дадут. Но повлиять на тарифы соседних регионов (в сторону снижения) мы могли бы. Поэтому мы считаем, что правильнее было бы применять прямые договоры. Механизм этот уже объявлен, но пока не полностью прописан. И как выясняется, существует разное понимание этого. Мы считаем, что Администратор торговой системы должен учитывать факт заключения договора. А сегодня предлагается механизм с оговоркой, что цена в таком договоре должна быть не менее средневзвешенной, и с другими ограничениями. Это уже не совсем тот механизм, который планировалось вводить при обсуждении реформ.
-- Как будет выглядеть структура «Иркутскэнерго» в результате реформ?
-- Уже принято решение о выделении непрофильных бизнесов: телекоммуникационного, социального, туристического и др., и для этой цели создана управляющая компания. Это первая стадия преобразования организационной структуры. Что касается основной деятельности, то она будет приводиться в соответствие с законодательством. Мы будем определять возможности совместной работы с Федеральной сетевой компанией. Отдельного внимания будет заслуживать вопрос об отнесении сетей к магистральным.
-- Почему именно этот вопрос столь принципиален для вас?
-- Есть неясности в существующем толковании отнесения сетей к категории магистральных. К примеру, в иркутской энергосистеме сети высокого напряжения не всегда являются магистральными в том смысле, что они обеспечивают межрегиональные перетоки энергии. Наши высоковольтные ЛЭП запитывают крупных потребителей. Это достаточно короткие линии. Поэтому мы считаем, что нужно провести разделение сетей в связи с этими особенностями. Что касается транзитных высоковольтных ЛЭП, то здесь у нас вопросов нет. Мы уже имеем системы учета, которые обеспечивают их работу -- считают киловатт-часы на входе и на выходе области. Полагаю, что нужно установить правила работы таких сетей, и мы готовы подчиняться им.
-- Вы не могли бы нарисовать сценарии, которые будут реализованы, если Госдума по предложению правительства оставит ограничения прав собственников магистральных сетей -- в законопроекте «Об электроэнергетике» планируется, что они будут управляться Федеральной сетевой компанией (ФСК), -- и если не оставит.
-- Я думаю, что есть два варианта: либо все остается в «Иркутскэнерго», либо будет создаваться единая национальная сеть и все наши сетевые активы придется передавать туда. Что будет при первом варианте, я уже рассказал. А при втором варианте, вполне вероятно, события будут развиваться с учетом того, что государству принадлежит 40% акций «Иркутскэнерго». И в этом случае возможен механизм обмена государственной собственности на наши сети.
-- Председатель совета директоров «Иркутскэнерго», замминистра Минимущества Сергей Косарев говорил о том, что возможен такой механизм компенсации за ограничения прав собственника сетей, при котором ваша компания получит акции ФСК или каким-то образом акции оптовых генерирующих компаний, создаваемых на базе принадлежащих РАО крупных электростанций.
-- В принципе правильно организовывать функционирование оптовых генерирующих компаний на базе каскада Енисейских ГЭС. Так как водность Енисея и Ангары изменяется не синхронно, то можно было бы получать неплохой эффект от совместной работы.
-- А вы можете каким-то образом повлиять на принятие решения?
-- Трудно сказать. Но мы работаем и с депутатами, и с комитетами Госдумы. У нас есть свое видение на создание регионального сибирского энергорынка. Ведь оптовый рынок призван уравнять тарифы Европы и Сибири, а, на наш взгляд, это неправильно. Мы считаем, что нужно учитывать особенности Сибири и сохранить присущие ей традиционно малые тарифы.
-- Пока в правительстве с идеей зонального рынка не могут до конца определиться. В то же время многие губернаторы выступают за это. Как вы считаете, какое будет принято решение?
-- Надеюсь, победит здравый смысл. У нас очень много аргументов в пользу зонального рынка. Я думаю, многие губернаторы поддерживают эту идею. Все должны понимать, что Сибирь -- это развитый промышленный регион России. И наличие крупных промышленных центров -- энергетических комплексов вместе с энергоемкими потребителями -- обусловливает наличие низких тарифов. Иначе экономика Сибири просто не выдержит нагрузок, связанных с реформированием российской энергетики. Тем более что подсевшие на высоких тарифах предприятия не смогут обеспечить экономический рост, который закладывает в своих прогнозах Минэкономразвития.
-- Некоторое время назад ассоциация "Сибирское соглашение" начала создавать концепцию сибирского энергорынка и собиралась убеждать федеральную власть в необходимости этого. В какой стадии сейчас эта работа?
-- Создана совместная рабочая группа. Председатель комитета по энергетике при "Сибирском соглашении" Алексей Лебедь в знак несогласия с реформами, проводимыми сейчас, отказался от руководства -- этим занимается губернатор Алтайского края Александр Суриков. Работа группы идет в текущем режиме, раз в месяц все собираются, обсуждают предложения и разрабатывают проекты документов. На этих заседаниях группы большинство выступает за то, чтобы сохранить зональный рынок.
-- В каком нормативном акте это должно быть прописано?
-- Я думаю, что к правительственной программе реформ должно быть выпущено дополнение, где четко должно быть обозначено, какие меры принимаются в Европе, какие -- в сибирском регионе. Ведь до сих пор даже среди руководителей РАО существуют неоднозначные мнения по этому вопросу.
-- Анатолий Чубайс недавно в Госдуме высказался против централизации тарифного регулирования, т.е. он предлагает не отнимать эту функцию у губернаторов в обмен на поддержку его плана реформ. Вас устраивает регулирование тарифов региональной властью?
-- Я считаю, что надо установить регулирование тарифов на уровне федеральных округов. Тогда будут решены две проблемы: региональное регулирование тарифов сохранится и не попадет под влияние губернаторов. Оставить все как есть -- я считаю, это не совсем правильно.
Николай ГОРЕЛОВ