Время новостей
     N°216, 24 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2009
«Царицу» в массы
Давид Тухманов обещает вернуть оперное искусство народу
Театр «Геликон» на этой неделе представит оперу Давида Тухманова «Царица». Московская премьера спектакля, созданного при поддержке фонда просвещения «Мета» и финансовой корпорации «Уралсиб», состоится 25--26 ноября, а впервые он был показан публике летом этого года в Санкт-Петербурге. Создатели поставили перед собой амбициозную задачу -- возродить традиции массового оперного искусства, сделав такую оперу, которая будет понятна даже самому неподготовленному зрителю и одновременно будет способствовать возрождению интереса к историческому наследию России.

Формат «Царицы» заявлен как «открытая опера». Автор идеи проекта Лев Лещенко объясняет эту «открытость» тем, что хотелось приобщить к опере как можно большее число зрителей. На презентации режиссер-постановщик Дмитрий Бертман даже назвал спектакль «оперой для тех, кто побаивается оперы», считая этот жанр слишком сложным. Между тем элитарным жанром опера стала не так давно. «В XX веке практически не было таких опер, предназначенных для широкого круга любителей музыки, -- отмечает композитор Давид Тухманов. -- Поэтому я поставил перед собой задачу сделать оперу мелодичную, понятную. И для этого, считаю, есть благоприятная почва, потому что события, о которых идет речь в новой постановке, разворачиваются в XVIII веке. И в то время опера была крайне популярна».

Раньше мелодии из опер были столь же известными и популярными, как нынешние поп-хиты. Исполнитель роли князя Потемкина солист Большого театра Юрий Веденеев почти уверен, что и из «Царицы» пойдет в народ немало шлягеров. «Арии мелодичны, узнаваемы для нашего уха, благодатны для связок артиста. Это уникальное современное произведение», -- отмечает Веденеев.

Музыка у Тухманова и вправду получилась очень приятной и легкой на слух, в чем-то похожей по звучанию на мюзикл. Но вместе с тем это все-таки опера, и за современной обработкой спрятано немало отсылок к традиции: это и увертюра, похожая по звучанию на произведения XVIII века, и хоровой речитатив в стилистике Мусоргского, и колокольный звон с духовными хоралами. По словам Дмитрия Бертмана, «Царица» -- абсолютная опера с тяжелейшими вокальными партиями, и такой спектакль мог быть воплощен только силами его театра.

В центре сюжетной линии один из самых славных периодов в истории России. Екатерину II Бертман называет уникальной личностью, которая волею судеб стала самодержавной правительницей огромной страны. Она получила одно государство, а сделала его за долгие годы своего властвования совсем другим. Перед зрителями предстают три разновозрастные императрицы, сыгранные разными певицами. Все действие разворачивается в роскошных декорациях, воссоздающих интерьеры Екатерининского дворца. В десятках зеркал отражается пламя сотен свечей (настоящих, а не софитов!), а исполнители одеты в богато расшитые сценические костюмы. Создатели называют оперу «державной», направленной на формирование интереса, любви и уважения к историческому наследию страны. И у них получилось создать качественную оперу с глубоким патриотическим содержанием.

Петр КУЗНЕЦОВ
//  читайте тему  //  Музыка