|
|
N°216, 24 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ручная работа
Прощальный концерт a-ha в «Олимпийском»: хорошо, но мало
Честно говоря, хочется надеяться, что этот концерт не был прощальным. Что мощное мировое турне этого и следующего года сделает загогулину, завернет к нам еще раз. Объяснение какое-нибудь придумается: ну там, продолжение турне, по просьбам трудящихся. Мы уже заранее на все согласны. Вокалист знаменитого норвежского трио Мортен Харкет в интервью «Времени новостей» (см. номер от 19 ноября) сказал, что хотя группа и собирается разойтись на пике, еще не все потеряно, еще будет долгое турне... Ок, ловим на слове.
Сразу о хорошем: a-ha удивили. Звуком, светом, аранжировками. Поведением на сцене, составом. Набор песен не очень удивил. Но об этом позже.
Концерт начался со старого хита The Sun Always Shines on TV. Его не видел, так как наше журналистское стадо почему-то мурыжили перед служебным входом. Зато потом провели в VIP-партер: мало того, что это чисто по-снобски приятно, но оттуда еще все хорошо видно и слышно. На сцене всем известная троица -- Мортен Харкет, Магне Фурухолмен за клавишами, Пол Воктор с гитарой -- плюс барабанщик и еще один клавишник. Басиста нет. На бас-гитаре время от времени поигрывал тот же клавишник. Собственно, гитары непонятно зачем и нужны, поскольку звук на концерте, как на альбоме Foot of the Mountain: резкая холодная электроника. Убери слова и мелодии -- получится попсовый «индастриал». После того как отыграли в таком вот бесчеловечном звуке новые песни (Riding the Crest, The Bandstand) и штук восемь хорошо известных старых (включая Stay on These Roads, Hunting High and Low, Dream Myself Alive), перешли к части «без электричества». Unplugged, как раньше говорили. Магне играл на некоем ксилофоне (размером и звуком напоминающем детский металлофон) и мелодике, Мортен и Пол -- на акустических гитарах. В таком виде прозвучала, например, Velvet -- самая адекватная аранжировка для этой скупой баллады. Насчет Мортена с гитарой. По моим воспоминаниям, он у нас никогда ни на чем не играл, когда приезжал в составе a-ha. В Питере, когда приезжал с сольным проектом, играл на гитаре, это по телику показывали. По воспоминаниям других людей, Мортен вроде бы в 2001 году все-таки взял в руки гитару, исполняя You'll Never Get Over Me. Зато в нынешнем концерте он пару раз постучал по каким-то старомодным электронным барабанам, стоявшим в глубине сцены. Пел бесподобно хорошо (в Summer Moved On положено одну ноту держать 20 секунд -- держал). А Магне зато в определенный момент «написал» на экранах: «Спасибо Москва» (за пунктуацию двойка, орфография нормальная -- зачет). Поработали руками, так сказать. Магне, кстати, оказался самым русскоговорящим: сыпал всякими «привет» и «спасибо». Неудивительно для человека, помешанного на русском послереволюционном авангарде.
Кстати, о визуальном. Такого оформления на концерте a-ha я еще не видел. Ни живьем в Москве, ни на видео. Огромные переливающиеся экраны, показывающие то волны, то лица музыкантов, то некие абстрактные видеозарисовки -- наверное, самое лучшее, что можно придумать для иллюстрации этого звука и этих песен. На старой и отличной песне с диким названием The Blood That Moves The Body («Кровь, что движет тело») гемофобы вроде меня напряглись: на экранах полопались красные точки, стекающие красными полосами... Брр. Зато на Forever Not Yours (если я ничего не путаю) на экране появилась очень красивая игуана: пупырчатая, судорожно сглатывающая и вращающая в разные стороны равнодушными глазами.
Теперь о не очень хорошем. Не всех устроил странный сет-лист: вроде бы все есть, но чего-то не хватает. Нет, Take On Me, конечно, была. Куда ж без нее. Последней была (туда ей и дорога). Кого-то обломало отсутствие Crying in the Rain, меня -- I've Been Losing You. Выбор новых вещей тоже какой-то странный: не хит и не сингл Sunny Mystery сыграли, а отличнейшую песню What There Is проигнорировали. Из предыдущего альбома выбрали заглавную Analogue, а драматичный хит Celice мы уже пару лет назад здесь же слышали, так что вроде как не нужен он... Вроде как. Каких-то неожиданных хорошо забытых песен тоже не было. Это с одной стороны.
С другой стороны, любая значительная группа не может удовлетворить всех своих поклонников: их слишком много, и слишком они разные. На a-ha выросло уже два поколения меломанов и музыкантов, а это не только мелодичные британские группы, не только американский рэпер Кени Уэст взял сэмпл из Take on Me, он и еще струнный коллектив Faure Quartett (подопечные классического лейбла Deutsche Grammophon) выпустили недавно свою «классическую» версию And You Tell Me. Которая в исполнении струнного квартета звучит так, как будто для струнного квартета и написана.
30-летним слушателям нравятся ранние альбомы a-ha, синти-поп 80-х, 20-летним ближе гитарный период 90-х. У всех свои предпочтения, а девять альбомов чохом не сыграешь, верно? То есть я считаю так: чем более значительна группа -- тем выше ожидания, тем сложнее выбрать что играть, тем больше будет недовольных. Если какая-нибудь r'n'b-певичка полчаса трясет своими роскошными ничем не прикрытыми волосами, поет свой единственный хит про какой-нибудь «Зонтик» или «Еще разок» -- всем понравится. Ну а что: жанр такой, да мы, собственно, ничего и не ждали... А вот если The Beatles каким-то чудом появились бы на сцене «Олимпийского», пресса и блогосфера неделю бы фыркала: «Ой, ну на фиг старички свой попсовый Yesterday сыграли, где Revolution №9? Я только ради нее пришел!!!»
Ничего не на фиг.
Александр БЕЛЯЕВ