|
|
N°215, 23 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Водители включили красный
Федерация автовладельцев преобразуется в левое политическое движение
Федерация автовладельцев России -- организация, претендующая на роль застрельщика протестных выступлений водителей (в частности, недавних акций недовольных повышением ставки транспортного налога), -- станет общественно-политическим движением. Такое решение принял завершившийся вчера в Новосибирске 5-й съезд ФАР. При этом автовладельцы позиционируют себя в качестве союзников пролетариата. Одним из документов, принятых в воскресенье на съезде Федерации автовладельцев, стало совместное заявление новосибирской региональной организации ФАР (одной из наиболее активных ячеек движения) и новосибирского обкома КПРФ. Коммунисты и автовладельцы заявили о готовности к сотрудничеству вплоть до проведения совместных избирательных кампаний депутатов всех уровней.
Федерация автовладельцев не первая общественная организация, появившаяся как инициатива снизу и начавшая дрейф в сторону публичной политики. Пожалуй, первой такой структурой стало движение ТИГР («Товарищество инициативных граждан России»), заявившее о себе как о сообществе в поддержку водителей Приморья, которое сейчас все чаще выступает единым фронтом с оппозиционными партиями. Да и представители Федерации автовладельцев раньше тоже пытались ворваться в большую политику. Лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев и несколько других активистов ассоциации выставляли свою кандидатуру на недавних выборах в Мосгордуму. Правда, на легальную политическую площадку власти их не пустили -- как заявили в столичном избиркоме, представители автовладельцев не смогли собрать достаточного количества подписей в свою поддержку.
Но и после этой неудачи автомобилисты не расстались с политическими амбициями. Как заявил вчера по окончании съезда ФАР глава новосибирского отделения организации Владимир Кириллов, преобразование движения из «просто общественного» в общественно-политическое будет проходить в течение следующего года. «Название остается прежним -- Федерация автовладельцев России», -- сообщил журналистам другой делегат от Новосибирска Алексей Сухоруков. У организации со старым названием появился новый лидер: им стал Виктор Клепиков, в свое время представлявший интересы водителя из Бийска Олега Щербинского, проходившего по делу о гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова. Именно акции в поддержку Щербинского, пожалуй, стали первой ласточкой в массовых выступлениях недовольных российских автомобилистов. Последней же успешной акцией можно считать протесты против повышения базовой ставки транспортного налога -- во всяком случае, и в Госдуме, и в Белом доме, и в администрации президента аргументировали необходимость пересмотра уже одобренного нижней палатой законопроекта ссылками на недовольство российских автовладельцев.
Но о едином фронте водителей, впрочем, пока говорить не приходится. Г-н Клепиков, избранный главой ФАР, прибыл на съезд в качестве руководителя алтайского отделения другой организации автомобилистов -- движения «Свобода выбора». Но, как утверждает лидер этого движения Вячеслав Лысаков, Клепиков не имеет к этой организации никакого отношения. Г-н Лысаков в целом довольно скептически относится к новосибирскому съезду и к деятельности ФАР, упрекая эту структуру в самопиаре. «Организации, называемой Федерацией автовладельцев России, в природе не существует, -- заявил «Времени новостей» лидер «Свободы выбора». -- Есть Федерация автовладельцев, зарегистрированная в Новосибирске. Эта организация пытается презентовать себя в качестве солидной структуры общероссийского уровня, хотя у нее лишь несколько отделений, не более того, поэтому я не могу воспринять всерьез их заявления о преобразовании в политическое движение». Впрочем, и самого Вячеслава Лысакова некоторые борцы за права водителей считают самозванцем от баранки. Некоторые представители Движения автомобилистов России отказывались не только участвовать с ним в одном и том же мероприятии, но и появляться на страницах одного и того же СМИ.
Судя по заявлениям участников новосибирского съезда автовладельцев, цели и задачи нового движения не будут исчерпываться борьбой за права водителей. Так, например, по словам Владимира Кириллова, ФАР собирается посвятить себя решению экономических проблем малого и среднего бизнеса. «Средний класс -- это и есть автовладельцы», -- объяснил г-н Кириллов. Как рассказал присутствовавший на съезде лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев, впервые во всероссийском слете автовладельцев приняли участие не только активисты автосообщества, но представители малого бизнеса Сибири и Дальнего Востока. Они, по словам г-на Канаева, поделились «информацией о реальной ситуации в сфере взаимоотношений власти и бизнеса, а также о влиянии известных мер по поддержке отечественного автопрома на выживаемость среднего класса».
Все же, несмотря на «переформатирование», на первом плане в повестке дня были вопросы, волнующие широкие массы самих автовладельцев. «Среди тем съезда -- воровство и коррупция при строительстве федеральных и региональных дорог, диспропорции в финансировании дорожных бюджетов, проблемы общественно-государственного контроля за расходованием бюджетных средств, а также эффективность федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в РФ», -- рассказал агентству ИТАР-ТАСС Сергей Канаев. После того как власть пошла на попятную и отказалась повышать базовую ставку транспортного налога, активисты автомобильного движения заявляют о готовности и дальше бороться за полную отмену этого налога, поскольку он, как выразился г-н Канаев, «по сути, представляет собой незаконное двойное налогообложение автовладельца». Кроме того, ФАР обещает провести очередную всероссийскую акцию протеста, под уже традиционными лозунгами отмены повышенных пошлин на иномарки и требования корректировки технического регламента в интересах автомобилистов. Правда, сроки и формы этой акции пока не определены. Упомянутое выше движение ТИГР собирается провести всероссийскую акцию под аналогичными лозунгами 12 декабря.
Вполне вероятно, что акция автомобилистов пройдет в том числе под красными знаменами -- в рамках заключенного (по крайней мере на уровне отдельного региона) политического союза с КПРФ. «Наиболее радикальная часть активистов, разгневанных в том числе и недавней историей с транспортным налогом, неизбежно политизируется -- и неудивительно, что блокируется с наиболее оппозиционной из парламентских партий», -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Вместе с тем, по мнению политолога, вряд ли можно ожидать политизации автомобильного движения в целом. «Не думаю, что к данной инициативе присоединится даже большинство участников протестных акций», -- полагает г-н Макаркин. В условиях, когда государство ведет себя непредсказуемо, принимая и тут же отменяя решения, затрагивающие интересы автовладельцев (и это только одна из многочисленных причин для их недовольства действиями власти), автомобилисты способны на критические высказывания и на протест. Но, подчеркивает г-н Макаркин, речь идет о каких-то разовых и конкретных акциях, пусть и радикальных, наподобие перекрытия трасс.
«Подавляющее большинство активных автомобилистов -- это представители среднего класса, которые не готовы всерьез уходить в большую политику», -- говорит г-н Макаркин. Поэтому, предполагает он, «политизация» ФАР, особенно в союзе с КПРФ или другими оппозиционными партиями и движениями, не консолидирует автомобильное сообщество, но, напротив, может внести в него раскол. В то же время пример взаимодействия автовладельцев с коммунистами показывает, что политические партии могут подхватить лозунги "не готовых уходить в политику" граждан, и эти лозунги явно не из арсенала "Единой России", хотя имеют не менее горячий отклик у граждан по сравнению с "рейтингами" партии власти.
Дума вернулась к прежним ставкам
Государственная дума в пятницу приняла в редакции согласительной комиссии закон, который возвращает базовую ставку транспортного налога на уровень 2003 года. Таким образом, депутаты отменили одобренное ими неделей раньше решение о повышении этой ставки в два раза, которое было отклонено сенаторами. Изменения в Налоговый кодекс поддержали одни единороссы. "За" проголосовали 312 депутатов, «против» -- 131. Согласно новой редакции закона, сохраняется действующая с 2003 года ставка транспортного налога, но при этом местным органам власти разрешено увеличивать или уменьшать ее в десять раз. В первоначальной редакции ставка налога увеличивалась в два раза, и предусматривалось право регионов увеличивать ее в пять раз или уменьшать в десять раз. Таким образом, максимальная ставка транспортного налога по законопроекту в редакции согласительной комиссии будет равна той, которая предусматривалась в первоначальном законопроекте. РИА НОВОСТИ
Михаил МОШКИН