|
|
N°215, 23 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокурорская надбавка
Прибыли торговцев лекарствами оценят по Уголовному кодексу
Первых виновных в том, что в России так дороги лекарства от гриппа и всех вирусных болезней, объявили на днях правоохранители. Всю прошлую неделю прокуратуры всех регионов страны проводили проверки в аптеках с целью выявления завышенных цен на медикаменты, особенно противовирусного ряда.
По большому счету главными наказанными вновь оказались не бизнесмены или чиновники, сквозь пальцы смотревшие на ценовую политику аптек, а сами граждане. Дело в том, что проверочная кампания наглядно показала: базовый механизм госрегулирования цен на рынке лекарств -- предельные региональные торговые надбавки -- не работает. А значит, цены регулируются только на словах, и реального влияния на них власть не имеет.
Напомним, что размер торговой надбавки к цене производителя устанавливается на уровне региональных властей. Единого механизма, позволяющего систематически отслеживать соблюдение размера надбавок, не существует. Как не существует и прописанного в законодательстве единого наказания за нарушение в этой сфере. То есть каждый конкретный случай, конечно, наказывается штрафом или предупреждением, но допустивший его бизнесмен не заносится, к примеру, в специальную базу данных и не подвергается в дальнейшим более тщательным проверкам.
Ежедневные проверки аптек прокурорами, да и визиты к прилавку министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой -- нечто новое в надзорной политике чиновничества. Поэтому разработать стратегию противодействия проверяющими успели только предприниматели в самом центре событий. Так, в прошлую пятницу во время рейда по аптечным пунктам столичных вокзалов сотрудники московской межрегиональной транспортной прокуратуры с трудом могли добиться от продавцов информации по закупочным ценам и соответственно по наценкам. Проявив настойчивость, им все же удалось определить, что торговая наценка в аптечном киоске Казанского вокзала составляет 167%, на Павелецком вокзале -- примерно 60%. А на Курском вокзале вместо накладных на товар им в руки попала инструкция для продавцов аптечного пункта следующего содержания: «В связи с участившимися проверками прокуратуры даем только розничные цены! Накладные на товар никому не показываем. Говорить: «Ценообразование и накладные (а также любая информация о ценах и т.д.) хранятся в головном офисе».
Поскольку максимальный уровень надбавок, допустимый московским законодательством, составляет 20--25%, по результатам проверки в отношении руководителей привокзальных фармацевтических организаций возбуждено семь дел об административных правонарушениях по части 1 ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).
Конечно, на фоне аппетитов столичного фармбизнеса нарушения в других регионах выглядят не слишком серьезно. Например, на Дальнем Востоке цены завышают максимум на 50%. В Кабардино-Балкарии прокурорская проверка установила, что аптеки зарабатывали на самом «раскрученном» противовирусном препарате «Арбидол» не 25%, как полагается, а 37,6%. Ближе всех по запросам фармбизнесменов к Москве разве что города Красноярского края -- Канск, Минусинск, Богучанск, Ачинск. Там зафиксирована 88-процентная наценка на такие препараты сезонного спроса, как «Арбидол», «АЦЦ», «Но-шпа», «Фервекс». В результате чего местная прокуратура возбудила сразу восемь дел об административных правонарушениях.
Галина ПАПЕРНАЯ