|
|
N°215, 23 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цхинвальский марш
Двадцать лет назад началось грузино-осетинское противостояние
Сегодня Грузия отмечает очередную годовщину «революции роз», которая привела в 2003 году к досрочной отставке с поста президента Эдуарда Шеварднадзе. Его после внеочередных выборов в январе 2004 года сменил Михаил Саакашвили. Однако в новейшей истории всего Кавказа день 23 ноября ассоциируется не только с этими событиями. 23 ноября 1989 года -- это точка отсчета грузино-осетинского конфликта.
10 ноября 1989 года Совет народных депутатов Южной Осетии преобразовал автономную область в автономную республику в составе Грузинской ССР. Советское руководство Грузии тогда уже мало контролировало ситуацию: бразды правления переходили к новой политической элите. Президиум Верховного совета Грузинской ССР отменил решение парламента Южной Осетии как неконституционное. Но неформальным лидерам Грузии этого показалось мало. Стоявший тогда во главе грузинской оппозиции Звиад Гамсахурдиа (спустя два года его избрали президентом) и его соратники объявили о марше на Цхинвали 23 ноября, чтобы провести там митинг по проблемам межнациональных отношений. Их воззвание заканчивалось словами: «Все к Цхинвали! С нами Бог! Да здравствует независимая Грузия!»
Тенгиз Сигуа, который успел поработать премьер-министром в начале 1990-х годов и при Звиаде Гамсахурдиа, и при сменившем его Эдуарде Шеварднадзе, сегодня называет марш на Цхинвали «ошибкой». По его словам, «карту автономных образований» на пространстве бывшего СССР разыгрывали по подсказке из Москвы. Но и тогдашнее коммунистическое руководство Грузии способствовало случившемуся. Например, тот же транспорт выделялся за государственный счет.
В Южной Осетии не собирались допускать митинга в Цхинвали, предчувствуя, что это может завершиться кровопролитием. 19 ноября из Южной Осетии в Тбилиси прибыла делегация местных руководителей и представителей общественности, включавшая как этнических осетин, так и грузин. Но Гамсахурдиа отказался отменить митинг. Как вспоминает в своих мемуарах один из участников тех встреч, бывший президент Южной Осетии Людвиг Чибиров, Гамсахурдиа только «заверил, что с грузинской стороны будет соблюдена дисциплина, гарантировал порядок и назвал численность митингующих -- 100 тыс. человек». В итоге 23 ноября на Цхинвали (это 116 километров на северо-запад от Тбилиси) двинулась колонна автобусов и легковых машин из столицы Грузии. По пути к ним присоединялись участники акции из других грузинских регионов. По различным оценкам, собралось от 20 до 40 тыс. человек.
На подступах к Цхинвали выстроился кордон из внутренних войск МВД СССР, местной милиции и ополченцев. После многочасового противостояния митинг в столице Южной Осетии провести не удалось. Колонны демонстрантов развернулись, и часть из них осталась в соседних грузинских селах, блокировав дороги на Цхинвали. Так было положено начало взаимному недоверию, обернувшемуся позднее кровопролитием. «23 ноября 1989 года в Южной Осетии исчезли последние иллюзии по поводу возможного мирного проживания в единых границах с Грузией», -- уверен замминистра иностранных дел Южной Осетии Алан Плиев.
Параллельно продолжилась война документов. В первой половине 1990 года Верховный совет Грузии аннулировал автономию Южной Осетии. В конце года Южная Осетия приняла на сессии Совета народных депутатов декларацию о суверенитете и перестала считать себя частью Грузии, а затем провела выборы уже в республиканский Верховный совет. Начались локальные вооруженные стычки. Грузия ввела режим чрезвычайного положения в Цхинвали и Джавском районе Южной Осетии и направила туда в январе 1991 года милицию и гвардию. Осетины встретили их огнем. Вооруженный конфликт вступил в кровопролитную фазу.
«Тогдашние грузинские политики диалогу с осетинами предпочли противостояние. Теперь пожинаем плоды. Это была фатальная ошибка», -- говорит грузинский ученый, кандидат исторических наук Зураб Брагвадзе. Наш собеседник обвиняет в случившемся «осетинских сепаратистов и кремлевских руководителей». Но добавляет, что «грузины при этом действовали просто бессмысленно».
После прошлогодних событий вокруг Южной Осетии Грузия разорвала дипотношения с Россией. Сейчас многие грузинские политики говорят о том, что без прагматичных контактов с Москвой восстановить отношения с абхазами и осетинами невозможно. Сегодня начинается четырехдневный визит в Москву бывшего грузинского премьера Зураба Ногаидели, который возглавляет оппозиционное движение «Для справедливой Грузии». В октябре в российской столице он уже встречался с представителями абхазской и осетинской диаспор, его принял замминистра иностранных дел России Григорий Карасин. Но официальное руководство Грузии таких контактов не поддерживает.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси