Время новостей
     N°218, 26 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2009
Девять дней без отрыва от реальности
С 4 по 12 декабря в Москве пройдет открытый российский фестиваль авторского документального кино «Артдокфест»
На следующей неделе открывается «Артдокфест», объявивший себя «самым крупным фестивалем авторского документального кино в России». И действительно цифры впечатляют: семь программ, 90 фильмов, 15 стран, 200 сеансов за девять дней, 40 тыс. потенциальных зрителей...

В этом году «Артдокфест» проходит в третий раз, но если первый раз он был не слишком заметен, скорее рассматривался как приложение к премии за документальное кино «Лавровая ветвь», во второй занял культурный центр «Художественный» и стал явлением, то в третий прибавил в качестве второй площадки модный кинотеатр «Пионер», и сегодня вручение премии «Лавр», которое состоится на закрытии, кажется уже приложением к фестивалю.

К открытию готовится сюрприз -- фильм, название которого не разглашается, пока ведутся переговоры. Если сорвется -- значит, как сказал президент фестиваля Виталий Манский, «тоже покажем что-то хорошее, но хотелось бы бомбу».

Конкурс «Артдокфеста» включает 21 фильм -- среди них и снятые за рубежом, но на русском языке и про русские реалии. В этом году лидера конкурса назвать сложно -- картины очень разные. И по размеру -- среди них совсем коротенькие, например, 16 минутный «Долгий путь домой» Александра Горелика, смешная зарисовка про то, как в деревне налаживают трактор, на котором собираются возвращаться с поля работники, и полнометражные, их в основном снимают западные кинематографисты (самый длинный, 84 минуты, «ПереСтройка» Кристианы Бюхнер из Германии, где сделана уникальная попытка пронаблюдать за реальным расселением питерской коммуналки -- со всеми схемами, ссорами, взаимными обидами и претензиями). Призы за короткий и полный метр, впрочем, будут присуждаться отдельно, а вот главный приз -- один на всех, и в этом году он будет вполне весомый, за его финансовое достоинство отвечает официальный спонсор -- Культкарта.ру

Авторы тоже разные -- например, Сергей Лозница уже почти классик, а дебютантка Ольга Маурина покажет свою дипломную работу «Вокзал по средам». Дебютантов в конкурсе вообще довольно много, что говорит не столько о силе нового поколения, сколько о том, что по-настоящему авторское кино у нас в стране в основном снимают начинающие, потому что профессионалы взяты в оборот телевизионным форматом, а вот в Европе иначе, там на независимые проекты вполне можно найти средства. Тот же Лозница свой «Северный свет», который в конкурсе, снимал за французские деньги. Иностранцев в программе довольно много, и в первую очередь это знакомая уже нам Алена ван дер Хорст (Нидерланды) с замечательным фильмом «Борис Рыжий», о поэте из Екатеринбурга, погибшем несколько лет тому назад, это Мелис Муху из Эстонии с фильмом «Алеша», про известные события вокруг памятника советскому солдату, ну и еще несколько картин.

Помимо конкурса «Артдокфест» собрал еще панораму российского кино последнего года «Среда»; в один день покажут все картины -- победители национальных российских фестивалей и премий 2008--2009 годов; отдельно наиболее яркие фильмы из телеэфира; подборку картин, сделанных на основе хроники; классика кино -- выбор председателя жюри (в этом году это главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, который будет судить фильмы в хорошей компании театрального режиссера Анатолия Васильева и журналистки Марианны Максимовской, уж как они найдут общий язык, бог весть).

Отдельно хочется сказать про программу призеров фестиваля IDFA из Амстердама -- это едва ли не самый престижный международный фестиваль документального кино в Европе, и, посмотрев их выбор, можно составить себе полное впечатление о лучшем кино мира, ну и получить удовольствие. Кажется, только один из этих фильмов был показан в России, остальные можно будет посмотреть только на «Артдокфесте», и уж их-то я не глядя смело рекомендую абсолютно всем.

Абсолютное нововведение этого года -- на все сеансы фестиваля будут продавать билеты, такое условие поставили кинотеатры. В прошлом году за деньги продавали только вечерние сеансы, сейчас же бесплатно смогут смотреть фильмы только аккредитованные журналисты, и то не все. Для документалистов, студентов и прессы есть скидки, им вездеходки на все сеансы, в том числе и на банкеты открытия и закрытия, вместе с каталогом и прочими бонусами продадут по специальным ценам, остальным придется выбирать -- днем подешевле, вечером подороже. Надо сказать, организаторы с нервной дрожью думают о том, что залы, так бодро заполнявшиеся в прошлом году бесплатной публикой, могут опустеть, хотя входная плата невысока -- в «Художественном» билет стоит 100 руб. днем и 150 вечером, а за 250 руб. можно будет смотреть кино весь день.

Всю информацию можно получить на сайте www.artdocfest.ru. Не скажу, что это легко, но при желании разобраться можно, во всяком случае расписание сеансов и информация о конкурсной программе и фильмах секции «Среда» там есть.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино