Время новостей
     N°213, 19 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.11.2009
Осторожно, двери закрываются
Подмосковные власти отказываются платить за проезд пенсионеров на столичном транспорте
ОМОНу вскоре может пригодиться опыт нейтрализации акций протеста, приобретенный в конце октября в ходе учений на полигоне внутренних войск в Балашихе. Новогодние праздники в Москве и ближайшем Подмосковье могут завершиться массовыми выступлениями пенсионеров, подобных тем, что наблюдались в первые недели после начала монетизации льгот. Дело в том, что подмосковные власти с 1 января 2010 года не продлят договор с московской мэрией о бесплатном проезде областных пенсионеров на столичном общественном транспорте. Как рассказали «Времени новостей» в министерстве социальной защиты населения Московской области, в условиях тяжелого финансового положения региона власти решили отказаться от этой достаточно обременительной меры поддержки своих льготников. И само это намерение уже вызывает негодование пенсионеров -- телефоны в областной администрации буквально раскалились. Напомним, что в начале 2005-го недовольные попыткой лишить их «натуральной» транспортной льготы пенсионеры даже блокировали Ленинградское шоссе (к слову, именно такое развитие событий предусматривала и легенда недавних балашихинских учений).

Собственно, после акций протеста почти пятилетней давности два соседних региона в ходе тяжелых переговоров и достигли договоренности о паритетном предоставлении жителям бесплатного проезда на общественном транспорте. Тогда это помогло смягчить последствия первой волны монетизации льгот. Однако, как утверждают в правительстве Московской области, если раньше состояние областной казны позволяло реализовывать эту дополнительную меру поддержки льготников, то сейчас такой возможности у региональных властей нет. «У многих пенсионеров родственники живут, например, в Тверской области, но мы же не оплачиваем им проезд по территории Тверской области», -- надеются на понимание населения чиновники.

В областном правительстве сетуют, что тарифы на транспорт в Москве постоянно растут, и Подмосковье не успевают гасить задолженности перед городом за своих льготников. Как рассказал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» представитель областного министерства социальной защиты населения, в отличие от москвичей, которые тоже пользуются транспортной льготой на территории Подмосковья, жители области куда чаще ездят в столицу. По данным областных чиновников, сумма ежегодных взаимозачетов со столичной мэрией за провоз собственных льготников обходится региональному бюджету более чем в 2 млрд руб. А в Мособлдуме называют вдвое большую сумму -- 4 млрд рублей.

При этом, как утверждают в правительстве Московской области, «пенсионеры, как правило, передают свои социальные карты детям и внукам», и поддержка бюджетными деньгами, таким образом, оказывается не по адресу. В целом, по данным областного министерства социальной защиты населения, транспортная льгота предназначена для 15--20% всех держателей социальной карты жителя Подмосковья (примерно 1,7 млн человек). Пока, по словам областных чиновников, протестных настроений они не замечали, но в администрации не исключают всплеска негодования в начале 2010 года, особо опасаясь «ветеранов труда, имеющих активную жизненную позицию».

Как заявил «Времени новостей» заместитель руководителя фракции КПРФ Мособлдумы Константин Черемисов, если «вопрос станет в плоскость протестных акций», то коммунисты Подмосковья готовы поддержать митинги пенсионеров на улицах. По словам тов. Черемисова, областные депутаты от Компартии были категорически против отмены льгот и отказались принимать бюджет 2010 года без соответствующей расходной статьи. Но большинство единороссов в областном парламенте обеспечило одобрение бюджета в конце октября.

Причем, как уверяют коммунисты, региональные чиновники поначалу пытались отменить транспортные льготы не только в столичном, но и в областном общественном транспорте. До сих пор остается непонятным, сохранится ли бесплатный проезд для льготников Подмосковья на автобусах и железнодорожном транспорте на маршрутах, следующих из области в столицу. И хотя в министерстве социальной защиты населения правительства Московской области обещают льготникам бесплатный проезд «до конечной станции метро и обратно до пункта проживания на территории области», в региональном отделении Компартии уверены, что без официального оформления в виде закона или постановления «эти обещания -- пустой звук».

В мэрии Москвы подтвердили, что у подмосковного правительства действительно накопилась большая задолженность по компенсации столице предоставленных жителям области транспортных льгот. «У нас есть соглашение с областью, по которому за областных льготников должен платить бюджет Московской области», -- напомнила «Времени новостей» суть соглашений между регионами руководитель департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина. Городские же пенсионеры, по ее словам, и впредь будут ездить бесплатно. «Москва перед своими льготниками все обязательства выполняет», -- подчеркивают столичные власти.

И городские чиновники, и депутаты Мосгордумы уверяют, что решение лишить жителей Подмосковья бесплатного проезда в городском общественном транспорте исключительно инициатива соседей. «Даже если бы у области не было денег, мы бы особо не выбивали с них компенсацию затрат», -- заявил «Времени новостей» председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаил Антонцев.

Между тем в Москве опасаются, что скандал с транспортными льготами подмосковным пенсионерам может подлить масла в огонь уже возникших в городе конфликтов между властью и пожилыми избирателями. Напомним, что недавно столичные экономисты выставили счет работающим пенсионерам, которые долгое время получали неположенную им по статусу городскую надбавку к пенсии. Власти намеревались вычитать якобы переплаченные суммы из будущих пенсий. Но волна негодования стариков заставила мэрию скорректировать свою позицию. Как заявила вчера «Времени новостей» первый заместитель руководителя департамента социальной защиты города Ольга Грачева, «мэр всех простил» и должников «амнистировали» с учетом их материального положения.

В будущем доплачивать до прожиточного минимума Москва собирается лишь неработающим пенсионерам. Впрочем, по словам Марины Оглоблиной, согласно положению о начислении и выплате ежемесячных доплат к пенсиям, утвержденному постановлением правительства города от 27 ноября 2007 года, надбавка предусмотрена и некоторым работающим пенсионерам. Например, доплата полагается пожилым работникам госучреждений, дворникам и уборщикам в организациях ЖКХ, дежурным по подъезду. И, судя по всему, сейчас в мэрии решают, будут ли пожилые работники этих профессий и дальше получать городскую надбавку. Количество занятых на подпадающих под компенсационные выплаты должностях, по оценкам чиновников, составляет 70--100 тыс. человек. Тогда как в целом, по данным департамента соцзащиты, из 2,5 млн городских пенсионеров работает порядка 200 тысяч.

Юлия ХОМЧЕНКО