|
|
N°214, 20 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Формальный развод
«Мерседес» расстается с «Маклареном»
Почти сенсационная новость сначала повергла в шок людей, которые интересуются «Формулой-1» на уровне регулярного просмотра гонок по воскресеньям да чтения коротких новостей в спортивных изданиях и интернет-ресурсах. Для болельщиков, увлекающихся Королевскими гонками более глубоко, желание автогиганта из Штутгарта выступать под собственным брендом и не делить радость побед и горечь поражений с кем бы то ни было не является секретом уже несколько лет. Немцы не раз предлагали своим английским партнерам приобрести команду полностью, но основные акционеры «Макларен Групп» не соглашались уступить свою долю. И поиски свободной конюшни, в которой «Мерседес» мог бы почувствовать себя полновластным хозяином, в Штутгарте вели уже давно и особо не таились.
Конечно, сейчас, когда автопроизводители со слезами на глазах изучают отчеты о продажах, серьезные вложения в покупку новой команды кажутся странными. И хотя в октябре впервые с начала года зафиксирован рост мировых продаж автомобилей «Мерседес-Бенц», но 110 млн фунтов, потраченных «Даймлером» совместно с другими акционерами на приобретение 75,1% акций «Брауна», удивили многих. В том числе и некоторых членов правлении компании, настаивающих на прекращении участия в этом дорогостоящем проекте. Разногласия дошли до такой степени, что глава концерна Дитер Цетше обратился к своим сотрудникам со специальным посланием, в котором изложил аргументы за будущее «Макларена» в «Формуле». Главный довод: «Уникальная возможность за небольшие деньги (менее 60 млн евро в год) повысить узнаваемость бренда «Мерседес-Бенц».
К слову, это всего четверть от тех сумм, которые тратились за один сезон на поддержание команды в «Большом цирке» всего пару лет назад. Так что меры, предпринятые теперь уже бывшим президентом ФИА Максом Мосли, направленные на снижение затрат, не прошли даром. По крайней мере в «Мерседесе» сочли предполагаемую экономию средств достаточным стимулом для продолжения участия в чемпионате.
«Формула-1» стремительно меняется. После нескольких лет значительных технических потрясений в правилах наступила пора относительной стабильности. Однако теперь на составе участников сказалось влияние кризиса. К сожалению, не в лучшую сторону. Мощные, хотя так и не сумевшие дождаться успехов команды автопроизводителей покидают «Большой цирк» одна за одной. «Хонда», «Тойота», БМВ уже либо сменили владельцев, либо прекратили существование. В «Рено» раздумывают о своих дальнейших перспективах. И вместо чемпионата заводских команд, каковым «Формула» постепенно становилась, она превращается в соревнование чуть ли не полулюбительских команд. Лишь по-прежнему большая цена вхождения в высший автоспортивный свет, установленная для участников владельцем коммерческих прав на «Формулу-1» Берни Экклстоуном, позволяет ей поддерживать свой статус лучших гонок в мире. Так что появление «Мерседеса» как самостоятельной гоночной единицы послужит сигналом для сомневающихся: «Формула-1» жива и с оптимизмом смотрит в будущее.
«Мерседес», конечно, угадал с покупкой. После 15-летнего успешного сотрудничества с «Маклареном» в отношениях партнеров явно наметился застой. Если говорили о победах, то почти всегда вспоминали инженерный гений проектировщиков шасси, а о вкладе моторостроителей упоминали вскользь. Но если начинались проблемы с двигателями, то «Мерседесу» доставалось по полной. В то же время конструктивные ошибки при создании шасси признавались как нечто само собой разумеющееся и неизбежное в автогонках. К тому же вряд ли немцам понравилось упоминание их компании в связи со скандальными историями, в которые был втянут «Макларен». Да и планы англичан строить собственный дорожный суперкар сталкивали бывших партнеров практически лоб в лоб на узкой тропинке этого сегмента авторынка. Так что «развод» напрашивался сам собой. И в Штутгарте лишь ждали подходящей кандидатуры для нового «брака». А выбирать было из чего. И новички, которые только пытаются попасть в «Формулу», и команды, собравшиеся ее покинуть, были бы не прочь «погреться в свете» трехлучевой звезды. Почему бы «Зауберу», из-за ухода БМВ находящегося на грани исчезновения, не поменять одного немецкого хозяина на другого? Да и «Тойота» при желании могла бы продать «Мерседесу» команду вместе с базой, расположенной в Кельне, и хоть как-то компенсировать понесенные убытки. Только особого желания ни у баварцев, ни у японцев спасать собственные команды путем усиления конкурента не наблюдалось. Да и кто сказал, что, получив такое наследство, «Мерседесу» удалось бы поднять их результаты на качественно новый уровень, достичь которого не удалось бывшим владельцам, тратившим немалые средства на развитие.
Так что чемпионский «Браун» оказался идеальным вариантом для создания на его базе собственной конюшни. Во-первых, «Мерседес» получил команду, которая способна побеждать буквально с первой гонки и не требует значительных сумм на длительное развитие. Во-вторых, нет необходимости разрабатывать новое шасси под двигатели: «Браун» в прошедшем сезоне использовал мерседесовские движки. В-третьих, можно сказать, «Браун» -- команда без прошлого и будущего. Ее маловыразительный хондовский период вскоре совсем забудется, и останется только чемпионский год под безликим названием. И выжить без финансовой поддержки вряд ли получится. Деньги, которыми «Хонда» откупилась от своего детища, кончились, спонсоры не спешат сыпать миллионами даже перед чемпионами, так что и для «Брауна» продаться «Мерседесу» оставался едва ли не последним шансом на достойное существование.
Новая метла уже начала наводить собственный порядок в только что приобретенном доме. Очевидно, что в новом сезоне команда выступит в новом составе. С Рубенсом Баррикелло контракт продлен не был, а Дженсон Баттон не захотел его продлевать сам, видимо, посчитав предложенные условия неприемлемыми для чемпиона мира. Ожидается, что в «Мерседесе» предпочтение отдадут паре немецких пилотов. Конечно, будут и другие изменения. Например, появление новых спонсоров, для которых размещение своих логотипов рядом с трехлучевой звездой заведомо почетнее, чем на белых боках малоизвестной команды.
Кстати, и болельщикам «Макларена» не стоит унывать. Несмотря на то что «Мерседес» объявил о собственном проекте, сотрудничество с многолетним союзником не прекратится и в будущем. Английская команда по-прежнему будет использовать немецкие моторы, но теперь уже в качестве клиента. «Макларен» выкупит 40% собственных акций, которые принадлежали «Мерседесу», но сохранит свое прежнее наименование -- «Макларен-Мерседес», и даже раскраска автомобилей останется старой серебристо-красной. К тому же переход действующего чемпиона мира Дженсона Баттона под знамена «Макларена» делает состав команды сильнейшим не только в нынешней «Формуле-1», но и за всю историю Королевских гонок: никогда еще за одну конюшню не выступали сразу два чемпиона мира, побеждавших друг за другом в двух последних сезонах. Собрав в своих рядах двух английских чемпионов, «Макларен» повторяет опыт «Лотуса», за который в 1968 году выступали Джимми Кларк и Грехам Хилл. В том сезоне «Лотус» выиграл Кубок конструкторов, а Хилл стал чемпионом мира.
Дмитрий СИТНИК