«Это был один из самых удачных саммитов», -- заявил вчера председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. 24-й саммит Россия--Евросоюз состоялся в столице Швеции, председательствующей в ЕС во второй половине этого года. Доволен был и верховный представитель ЕС по безопасности и внешней политике Хавьер Солана. «Это был мой последний саммит, с вами было очень приятно работать», -- сказал он, обращаясь к российскому президенту Дмитрию Медведеву. Солана имел в виду сегодняшнее историческое событие -- выборы в Брюсселе первого президента и первого министра иностранных дел ЕС. После этого испанец покинет свой пост, который в свою очередь перестанет существовать. Радость демонстрировал и Дмитрий Медведев: «Я весьма доволен тем, как в абсолютно конструктивном ключе прошел саммит -- без эмоций, которые иногда способствуют, а иногда и мешают успеху».
Причины столь благостных оценок саммита спокойно, как и полагается потомку хладнокровных северных викингов, объяснил премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт: «Мы приветствуем готовность России вместе с ЕС работать над тем, чтобы не допустить повышения температуры атмосферы больше чем на два градуса в результате эмиссии углекислого газа». Спустя пару минут г-н Баррозу еще более высоко оценил эту готовность России, сообщив, что Москва согласилась сократить выбросы газа в атмосферу на 25%.
Это была настоящая сенсация, причем, судя по реакции некоторых членов российской делегации, даже для них. Чуть позже стало ясно, что, несмотря на взаимную расположенность, российскому и европейскому руководству еще предстоит совершенствовать взаимопонимание. Как пояснил осведомленный кремлевский чиновник, президент Медведев сообщил на саммите о стремлении России повысить энергоэффективность своей экономики к 2020 году на 40%. Если это получится, то объем выбросов может быть сокращен по отношению к уровню 1990 года на 25% вместо планировавшихся ранее 15%. К такой оценке, пояснил чиновник корреспонденту "Времени новостей", пришли эксперты после изучения мер, предусмотренных в недавнем президентском послании Федеральному Собранию.
Так или иначе, главным итогом стокгольмского саммита стали договоренности по противодействию изменению мирового климата. Все участники саммита подчеркивали важность этого в преддверии международной конференции по климату, которая состоится в Копенгагене 8 декабря. По словам Дмитрия Медведева, это важно, несмотря на то, что соглашение, которое будет подписано в Копенгагене, «не будет юридически обязывающим документом».
Между тем утро вчерашнего дня не внушало оптимизма. Легкое разочарование читалось на лице президента России Дмитрия Медведева, вышедшего вчера утром в стокгольмском «Гранд-отеле» к прессе после встречи с Фредриком Рейнфельдтом. Саммит Россия--Евросоюз начался с двусторонних переговоров российского президента и шведского премьера. Дмитрий Медведев своего разочарования не скрывал, поделившись своим «недоумением» по поводу неготовности к подписанию некоторых российско-шведских документов, касающихся сотрудничества в сфере авиа- и железнодорожных сообщений, энергетики и здравоохранения. Медведев, по его словам, «надеется, что они будут подписаны позже».
По остальным вопросам российско-шведских отношений оба лидера демонстрировали сдержанный оптимизм. «Я хотел бы, чтобы премьер-министр приехал в Россию и мы продолжили наше общение и продвижение этого позитивного тренда в развитии российско-шведского взаимодействия», -- сообщил российский гость. Премьер Рейнфельдт дал понять, что в Швеции не удовлетворены гарантиями, которыми обеспечиваются в России шведские инвестиции, и подчеркнул необходимость создания «устойчивых, предсказуемых условий для шведских предприятий в России, которые рассматривают возможность увеличения своих инвестиций».
Впрочем, были у россиян и другие разочарования. Состоявшийся накануне саммита неформальный ужин от имени шведского премьера удивил гостей изысканной скромностью меню. Было подано всего лишь одно блюдо -- тушеное мясо с картошкой. Кто-то в российской делегации готов был уже пошутить: не угощать ли в следующий раз шведов в России одними только специально приготовленными для них котлетами по-полтавски, но по зрелом размышлении было решено отказаться от этой неконструктивной идеи. В конце концов полупустой желудок на ночь накануне ответственной встречи позволяет хорошо выспаться и сохранить ясную голову...
Как уже писала наша газета, сам факт того, что нынешний саммит состоялся именно в шведской столице, а не в Брюсселе, говорит о том, что Москва и Стокгольм решили не усугублять возникшую напряженность. На переносе встречи еще недавно настаивала Москва, обидевшаяся на шведского министра иностранных дел Карла Бильдта, сравнившего действия России во время прошлогодней войны с Грузией с поведением гитлеровской Германии (к слову, г-н Бильдт, который по протоколу не должен был присутствовать на саммите, вчера был в Москве). Вчера в кулуарах саммита замминистра иностранных дел России Владимир Чижов сказал обозревателю «Времени новостей»: «Встреча президента Медведева с королем Швеции Карлом XVI Густавом, равно как и переговоры с шведским премьером, свидетельствуют, что стороны заинтересованы сохранить нормальные отношения, сохраняя при этом принципиальные оценки недавних событий». Очевидно, к последним российский дипломат не относил Полтавскую битву, вспомнив про нее в качестве иллюстрации того, что отношения между Россией и Швецией «не всегда были безоблачными».
На итоговой пресс-конференции один из шведских журналистов не отказал себе в удовольствии напомнить о прошлогоднем скандале российскому президенту. Дмитрий Медведев явно был готов к этому вопросу. Выслушав его и сняв наушники, снисходительно улыбаясь, он заметил: «Ну погорячился господин Бильдт, у всех эмоции бывают». А затем умиротворенно добавил: «Мудрость лидеров не в том, чтобы ярлыки пришивать, а в умении налаживать отношения».
На вчерашнюю аудиенцию, которую король Швеции дал президенту России, последний отправился на обычном авто, а не на известной чуть ли не всем шведам знаменитой карете. Поездки на ней удостаиваются только главы иностранных государств, посещающие Швецию с государственным визитом. Такой чести удостоился в 1997 году Борис Ельцин, но не Владимир Путин, участвовавший в шведском саммите ЕС--Россия в 2001 году. Он, так же как и его нынешний преемник, подкатывал к королевскому дворцу более тривиальным образом.
Предваряя итоги саммита, Владимир Чижов вчера выглядел сдержанно-оптимистичным, говоря о перспективах сотрудничества России и ЕС. Работа над новым Договором о партнерстве и сотрудничестве, сказал дипломат, «двигается не так быстро, но основательно». 12 ноября закончился шестой раунд переговоров, в первой половине декабря начнется очередной седьмой. Соглашение о безвизовом режиме между ЕС и Россией продолжает оставаться неблизкой перспективой, судя по скептицизму главного российского переговорщика с ЕС. «Переговоры начались шесть с половиной лет назад на саммите в Санкт-Петербурге летом 2003 года и идут до сих пор, -- с легкой грустью заметил г-н Чижов, -- хотя еще в 2004 году бывший тогда главой Еврокомиссии Романо Проди уверял, что соглашение о безвизовых поездках будет подписано в 2008 году». Высокопоставленный российский дипломат подчеркнул, что «если этого не произошло, то не по нашей вине, мы готовы подписать его в любой момент без предварительных условий».
Высказал Владимир Чижов и «философское отношение» Москвы к расширению ЕС, которое выглядит «объективным процессом, являющимся следствием процессов глобализации в отличие от расширения НАТО, которое есть ответ на угрозы XXI века методами XX века». Не слишком охотно российский переговорщик отвечал на вопрос о содержании встречи двух высокопоставленных дам -- российского министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной и еврокомиссара по торговле Кэтрин Эштон, состоявшейся в «Гранд-отеле» вчера ранним утром. Разговор был посвящен озабоченности европейцев началом функционирования с 1 января таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По словам г-на Чижова, участвовавшего во встрече российского министра и европейского комиссара, Брюссель получил гарантии, что создание таможенного союза никак не отразится на торговых отношениях России и ЕС, а Москва не потеряла интерес к вступлению в ВТО.
Дипломат заявил, что три страны «будут вступать в ВТО по отдельности, но синхронизированно». «Что это значит -- члены тройки будут ждать друга?» -- спросили Чижова. «Нет, скорее подгонять друг друга», -- ответил он. Спустя несколько часов на пресс-конференции взаимозависимость вступления ВТО и создания тройственного таможенного союза на постсоветском пространстве оценивал и Дмитрий Медведев: «Я даже доволен, что создание таможенного союза подогрело интерес к вступлению России в ВТО. Я уже думал, что это только нас интересует, а оказывается, в ЕС тоже волнуются...»
Итогом российско-европейского саммита стал уже широко разрекламированный успех, связанный с досрочной подготовкой меморандума о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога Россия--ЕС, подписанного 16 ноября в Москве главой Минэнерго России Сергеем Шматко и еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом. Другим достижением стало подписание пяти соглашений между Россией и ЕС о финансировании программ приграничного сотрудничества. Названия их говорят сами за себя -- «Коларктик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия -- Россия», «Латвия--Эстония--Россия» и «Литва--Польша--Россия». Этот результат интересен тем, что, очевидно, удалось преодолеть трудности, связанные с нежеланием некоторых балтийских стран -- участниц двух последних программ, допустить российский аудит этих программ на своей территории.
Пожалуй, больше всего вчера участники саммита говорили о сегодняшних выборах нового руководства ЕС. Шведский премьер делился своими проблемами -- как трудно ему договариваться с премьерами всех 27 стран -- членов ЕС (себя он не исключил из этого числа) в течение 24 часов накануне сегодняшнего голосования. Фредрик Рейнфельдт вынужден был говорить об этом, отвечая на шутки Дмитрия Медведева, -- дескать, никто так и не назвал ему имена будущих руководителей ЕС, наверное, потому, что и сами не знают. Г-н Рейнфельдт подчеркнул, что лишь голосование решит, кто будет президентом ЕС. Хотел ли он сказать Медведеву, что удивляться тут нечему, сказать трудно.
Российский президент решил ответить шуткой: «Я пригласил сегодня премьера вместе посмотреть футбол, но он почему-то отказался». Когда этот номер газеты выйдет из печати, станет известно, как решится самая принципиальная на вчерашний день проблема в отношениях России и ЕС -- на футбольном поле в матче Россия--Словения.