Сегодня в Москве встретятся главы МИД России и Германии -- Сергей Лавров и Гидо Вестервелле
(на снимке). Цель переговоров -- развитие отношений между двумя странами, обсуждение проблем европейской безопасности и проекта «Северный поток» по строительству новой трубы для экспорта российского газа в Европу. Это первый визит в Россию 47-летнего Гидо Вестервелле в его новом качестве вице-канцлера и министра иностранных дел Германии.
Еще недавно этого политика мало знали за рубежом. Ныне интерес к его личности высок: над ним подшучивают в сатирических программах, о нем охотно рассказывают журналисты, его критикуют, им восхищаются. Вестервелле -- «бренд», который он сам и создал. Что же за ним стоит?
Составить политический или деловой портрет чаще всего проще, чем портрет имиджевый. В первом случае мы обращаемся к конкретным действиям изучаемого лица, во втором пытаемся проследить, с помощью каких, иногда скрытых, инструментов сформировано восприятие того или иного человека обществом. В этом смысле Вестервелле -- персона особо интересная. Он один из немногих немецких политиков, постоянно работающих над своим имиджем. По этой причине его имидж, оставаясь незаконченным, находится в перманентном развитии.
Современный анекдот с вопросом «Почему Вестервелле не любит ездить в лифте?» и ответом «Потому что в лифт не помещаются телевизионные камеры» хорошо иллюстрирует отношение министра к средствам массовой информации. Его коллеги считают, что он и ночью на пустой улице останется стоять у красного светофора из опасения быть уличенным репортерами даже в легком правонарушении. В своей карьере он всегда делал ставку на привлечение внимания общественности и прессы. Результаты не всегда соответствовали ожиданиям, но в конечном счете привели к успеху. Свободная демократическая партия, во главе которой стоит Вестервелле, набрала на парламентских выборах в сентябре 14,5% голосов избирателей. Это самый высокий показатель за всю ее историю.
Сейчас Гидо Вестервелле приходится исправлять прежние имиджевые решения. Возьмем, к примеру, его избирательную кампанию 2002 года, известную как «Проект 18» (планировалось, что она обеспечит свободным демократам 18% голосов). Тогда было принято решение отказаться от образа «партии хорошо зарабатывающих» и привлечь новую часть электората. Базовым элементом агитации стал желто-синий (по цветовой гамме партии) дом на колесах под названием «Гидомобиль». Он останавливался на ярмарках, пляжах, в других местах скопления людей. Из него выходил Вестервелле, стремясь заручиться для своей партии симпатиями простых граждан. Партийный лидер даже принял участие в телепрограмме «Большой брат», и многим запомнились его знаменитые туфли с отпечатанным на подошве числом 18. Но в итоге партию Вестервелле стали называть развлекательной, и на выборах за нее проголосовало всего 6% избирателей. Политологи часто приводят «Проект 18» как пример неудачной избирательной кампании. Заметим, однако, что та кампания сделала этого политика более узнаваемым, в том числе среди молодых избирателей: позже благодаря этой узнаваемости он мог делать новые политические шаги.
Для составления имиджевого портрета иногда обращаются к помощи психоанализа. Такое исследование биографии проводится на основе анализа сознательных и бессознательных действий. При этом принимаются во внимание сложившиеся в детстве психологические комплексы. Для психоаналитического исследования политическая фигура Вестервелле подходит отлично. Истоки его стремления к людскому вниманию, признанию и любви -- в детских и юношеских годах.
Он родился 27 декабря 1961 года в расположенном вблизи Бонна городке Бад-Хоннеф. Его родители развелись, когда ему было восемь лет. Отец (адвокат) и мать (судья) некоторое время делили родительские права и обязанности. Позже Гидо и три его брата воспитывались отцом. Отношения юного Гидо с одноклассниками и учителями в школе, а потом в гимназии были не всегда однозначными. У него всегда и на все было собственное мнение с желанием поспорить и отстоять права -- как свои, так и одноклассников. Это, как известно, в школах не всегда приветствуется. Такие ученики любят привлекать к себе внимание, стараются показать свои достоинства. Гидо играл в школьном театре, был редактором школьной газеты, активно участвовал в общественной жизни.
Настоящее признание пришло к нему лишь в университете. Там в 1986 году Вестервелле получил юридическое образование, в 1994 году -- ученую степень доктора. Там же он вступил в Свободную демократическую партию и с тех пор успешно делал партийную карьеру: в 1994 году стал генеральным секретарем партии, а в 2001 году -- председателем.
Личная жизнь Вестервелле для многих ограничивается вопросом его сексуальной ориентации. Между тем он некогда хотел посвятить себя искусству, хорошо знает и коллекционирует современную живопись. Еще он любит музыку, книги, ездит на горном велосипеде, увлекается пляжным волейболом, бегом и конным спортом. Живет Вестервелле со своим партнером Михаэлем Мронцем -- известным в стране спортивным менеджером. Мронц в 2006 году входил в оргкомитет чемпионата мира по футболу, в 2009-м руководил маркетингом чемпионата мира по легкой атлетике. Он является управляющим фирмы, устраивающей спортивные мероприятия, в том числе праздник конного спорта.
Впервые Гидо Вестервелле открыто заявил о своей гомосексуальности, когда появился в сопровождении Мронца на 50-летнем юбилее Ангелы Меркель в 2004 году. По признанию политика, его сексуальная ориентация никак не повлияла на его избирательные кампании -- ни положительно, ни отрицательно. Честная и отрытая позиция в вопросе своей сексуальности помогла ему избежать возможных имиджевых осложнений внутри Германии. Хотя некоторые немецкие политологи опасаются, что в арабских странах такая открытость может ему только помешать.
Манеры поведения,
стильная одежда, выступления этого политика гармоничны и соответствуют составу и образу его партии. Он не раз удостаивался звания самого стильного политика Германии. В 2001 году Немецкий институт мужской моды присвоил ему титул «Человек-галстук», с 1965 года присуждаемый за продвижение галстука в современном обществе. Отметим, что Вестервелле носит, как правило, галстук цветов своей партии -- желтый или синий, и вообще предпочитает деловой костюм.
Казалось бы, новый министр иностранных дел Германии располагает всем необходимым, чтобы иметь превосходный имидж. Приверженцы политика ценят его за ораторские способности. На протяжении последних восьми лет мне регулярно приходилось присутствовать на выступлениях Вестервелле -- как в узком кругу, так и перед широкой общественностью. Он знает, как вступить в противоборство, обострить проблему, выходить из сложных ситуаций, умеет шутить и демонстрировать свое «я». Союз немецкоязычных спичрайтеров по итогам последней выборной кампании назвал его лучшим политическим оратором Германии.
Тем не менее утверждение Гидо Вестервелле в должности министра иностранных дел было воспринято в Германии неоднозначно. Критики отмечали излишне публичный и некогда развлекательный характер его деятельности, отсутствие опыта работы на международной арене. На одной из пресс-конференций он отказался отвечать на вопрос по-английски, посчитав, что должностное лицо в Германии обязано говорить только на немецком. Результатом стали насмешки по поводу его недостаточно сильного владения иностранным языком. Языковые школы тут же выпустили новые обучающие программы под названием «Английский вместе с Гидо» -- теперь вице-канцлеру приходится бороться с новым клише и время от времени доказывать знание английского.
Некоторые германские эксперты сомневаются, что Вестервелле хорошо справится с новыми задачами. Стоит, однако, отметить, что таких же оценок удостаивались все его предшественники, в том числе Франк Вальтер Штайнмайер, Йошка Фишер и даже такой ветеран дипломатии, как Ганс Дитрих Геншер. С последним у Вестервелле наладились и вовсе доверительные отношения, они до сих пор созваниваются несколько раз в день.
Отношение к России у нового министра вполне трезвое. Некогда он критиковал предыдущего канцлера Герхарда Шредера за излишнее сближение с Владимиром Путиным, а потом -- за участие в проекте «Северный поток». В 2006 году по иску Шредера суд запретил Вестервелле выступать с необоснованными замечаниями по поводу этого проекта. В случае нарушения запрета Вестервелле грозит штраф в 250 тыс. евро. То, что лидер оппозиционной партии в прошлом критиковал политику Москвы, вполне объяснимо. Сегодня его отношение к России смягчилось, а критические замечания носят скорее ритуальный, нежели ультимативный характер.
Имидж Гидо Вестервелле изменился вместе с его новым политическим положением. Он меньше улыбается, смотрится серьезнее и солиднее, его комментарии более взвешены и рассудительны. Все это соответствует его новой роли -- не оппозиционного политика, а государственного мужа, достойного представителя своей страны. Вестервелле хорошо образован, разбирается в экономике, он талантливый оратор, умеет учиться на ошибках и достигать поставленных целей. Удастся ли ему улучшить всеми этими качествами свой новый международный имидж, покажет ближайшее будущее.