|
|
N°213, 19 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эпидемия страха
Все меньше россиян верит в неуязвимость от гриппа
За те три месяца, что прошли с момента первой -- даже не подтвержденной официально -- смерти россиянки от вируса A/H1N1, в нашей стране почти не осталось людей, не задумывающихся об опасности заражения новым пандемическим гриппом. Недавний замер уровня панических настроений, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 140 населенных пунктах страны, показал, что граждан, испытывающих настоящий ужас при мысли о проникновении инфекции в их организм, в ноябре стало в два раза больше, чем было в сентябре. Как показал опрос, 27% респондентов признают, что «очень боятся» свиного гриппа.
При этом фактически не осталось людей, равнодушных или не следящих за информацией по распространению гриппа. Затруднившихся хоть как-то высказаться по теме эпидемии оказалось меньше 1% (учитывая, что погрешность метода составляет 3,4%, этой величиной можно пренебречь). Да и самоуверенных граждан -- считающих, что закаливание, спорт, здоровое питание и передвижение на личном авто спасет их, -- заметно поубавилось. В сентябре в свою неуязвимость по отношению к вирусу A/H1N1 верило 23% опрошенных, сейчас только 17%. Всего 70% россиян сказали интервьюерам ВЦИОМ, что в той или иной мере боятся заболеть, несмотря на то, что принимают превентивные меры: моют руки и проветривают помещение (38%), принимают витамины (34%), избегают мест массового скопления народа (24%), принимают профилактически иммуностимуляторы (20%), по возможности никуда не ходят (15%) и носят марлевые повязки в общественных местах (9%).
Данные опроса показывают, что многие наши сограждане испытывают чувство тревоги, но толком объяснить, чего именно боятся, не могут. На вопрос, чем штамм A/H1N1 отличается от любого другого, 32% опрошенных затруднились ответить. Еще 27% заявили, что ничем не отличается. Только близкие к погрешности доли респондентов (от 2 до 4%) готовы были оправдывать свои страхи информацией, объективными факторами и отличительными особенностям нового вируса: его быстрым распространением, тяжелыми и скоротечными осложнениями, малой изученностью.
«Надо сказать, что в целом в России люди очень плохо осведомлены в том, что действительно происходит, -- прокомментировала для «Времени новостей» статистику массового психоза представитель ВЦИОМ Ольга Каменчук. -- Информация, которой насыщен телеэфир и печатные СМИ, стала восприниматься гражданами как нечто касающиеся лично их только сейчас. Можно сказать, что она только дошла до них». По словам социолога, на настроениях сказываются и такие принимаемые властями противоэпидемические меры, как карантины и продление каникул в школах. Но особая острота, с которой именно сейчас россияне готовы реагировать на эпидемию, также обусловлена самым мрачным и депрессивным временем года. В период, когда сумерки длятся с утра до вечера, самые морально уязвимые категории граждан начинают бояться с удвоенной силой. Это, как показывает опрос ВЦИОМ, в первую очередь женщины, охарактеризовавшие свое материальное положение, как «плохое и очень плохое». Обеспеченные мужчины, напротив, смотрят на свои перспективы оптимистичнее и гриппа не боятся.
Судя по всему, половые и материальные различия в этом вопросе не так принципиальны, как уровень информированности. Так, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова гриппа совершенно не боится. И считает, что всем остальным опасаться также нечего, так как ситуация, как она выражается, «не сильно отличается от традиционного сезонного подъема заболеваемости». Во вторник министр провела брифинг, где представила последние данные по заболеваемости как пандемическим штаммом, так и ОРВИ. С января по октябрь 2009 года в России ОРВИ и гриппом переболело 23 млн 735 тыс. человек. Это больше прошлогоднего уровня за тот же период на 14,8%. «По данным, которые на сегодняшний день пришли из 79 субъектов, заболеваемость гриппом A/H1N1 составляет 5613 человек, лабораторно подтверждено 98,9% случаев», -- сообщила министр. Но единовременно сейчас тяжелое состояние наблюдается только у 132 заразившихся, что вполне позволяет держать ситуацию под контролем, отмечает министр.
Галина ПАПЕРНАЯ