|
|
N°213, 19 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомный распад
Балтийские республики мечтают о ядерной энергетике
Менее чем через полтора месяца, 31 декабря, когда стрелки часов приблизятся к полуночи, второй (последний) реактор Игналинской атомной электростанции в Литве прекратит вырабатывать электроэнергию. Ее первый реактор был выведен из эксплуатации в 2004 году, когда Литва вступила в Евросоюз.
В начале ноября в литовском парламенте была предпринята попытка отдалить закрытие станции хотя бы на три года. Один из инициаторов, депутат Юлиюс Весялка, привел «Времени новостей» свои расчеты: потребительская цена электроэнергии после закрытия АЭС вырастет более чем вдвое, и жителям Литвы -- а это более 3,5 млн человек -- в 2010 году придется дополнительно выложить за электричество около 290 млн евро. Сейм отмахнулся от этих доводов, ведь построенная во времена СССР (в 1974--1987 годах) АЭС должна быть закрыта до 2010 года, поскольку таковым было условие вхождения Литвы в Евросоюз. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предупредил, что ни на какие уступки не пойдет. Ему вторили представители правящей в Литве коалиции, утверждая, что в ответ на непослушание Брюссель может прекратить финансирование закрытия АЭС и принять другие карательные санкции.
Литовский премьер Андрюс Кубилюс призвал сосредоточиться на строительстве новой Висагинской АЭС (по соседству со старой станцией) и «электромостов» в Польшу и Скандинавию для соединения Литвы с европейскими электросетями. В последнее время Кубилюс не раз заявлял, что коллективный проект строительства Висагинской АЭС с участием Латвии, Эстонии и Польши будет осуществлен к 2018 году. Литовский министр энергетики Арвидас Сякмокас на днях впервые сказал, что страна будет строить АЭС «даже в одиночку». Главная задача сейчас -- «поиск стратегического партнера», то есть крупной зарубежной компании, способной профинансировать проект и построить станцию. Будущая АЭС, по словам г-на Сякмокаса, будет небольшой мощности и рассчитана «исключительно на собственное потребление».
Аналитики увидели в этом подготовку общественного мнения к распаду «атомной четверки». Польша давно уже игнорирует встречи по проекту новой АЭС. А в Эстонии, к примеру, вынашивают собственные планы. Там в феврале были утверждены две программы энергетического развития -- до 2018 и 2020 годов, в которых фигурирует собственная АЭС. Более того, уже определено место строительства -- остров Суур-Пакри у северо-западного побережья Эстонии. Две недели назад эстонский кабинет решал вопрос о выкупе на этом острове участка земли под станцию и о проведении там изысканий для изучения геологических условий. Проект выглядит реальным с учетом того, что эстонцы тесно сотрудничают с соседней Финляндией, поднаторевшей в атомной энергетике.
Литовские скептики сомневаются, что их правительство сможет осилить строительство в одиночку. Они указывают и на то, что по соседству в России тоже может появиться новая атомная станция. Российское правительство в сентябре утвердило планы строительства в Калининградской области мощной АЭС. Литовский депутат Юлиюс Весялка уверен, что для России с ее опытом и ресурсами это вполне реальная задача, а вовсе не блеф, как утверждают некоторые литовские политики. Российская АЭС на Балтике будет построена быстрее других, что кардинально изменит ситуацию, так как в регионе появится крупный поставщик энергии. Да и стоить эта энергия будет дешевле хотя бы потому, что России не придется искать кредиторов, а прибалтам без них не обойтись.
У литовских скептиков свои соображения насчет возможной цены на энергию будущей Висагинской АЭС. Известный литовский бизнесмен и политик, ныне депутат Европарламента Виктор Успаских не оставил камня на камне от прогнозов ведомства Арвидаса Сякмокаса. По словам г-на Успаских, эти расчеты создают впечатление, что АЭС «упадет с неба» и в цены не надо закладывать амортизацию, не нужно платить проценты по кредитам, готовить персонал, строить могильник для радиоактивных отходов. Если же все это приплюсовать, то цена подскакивает в три-четыре раза. И тогда возникает вопрос: не дешевле ли будет энергию импортировать?
Юлиюс Весялка сказал «ВН» полушутя-полусерьезно, что «оптимальным для Вильнюса было бы предложить Москве и Минску построить на литовской территории мощную АЭС с тремя реакторами для всего Северо-Западного региона, как это и замышлялось в советские времена». По словам нашего собеседника, «с учетом имеющейся в Литве инфраструктуры в виде нынешней Игналинской АЭС и наличия опытного персонала это было бы самое экономичное решение».
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс