|
|
N°212, 18 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слово и дело
Россия опять оказалась внизу мирового антикоррупционного рейтинга
Несмотря на отчаянные попытки президента привить отечественным чиновникам финансовую дисциплину и усовершенствовать антикоррупционное законодательство, ситуация с взяточничеством в России лучше не становится. С таким неутешительным выводом выступили руководители российского отделения общественного антикоррупционного комитета Transperancy International (TI), представившие вчера ежегодное исследование уровня восприятия коррупции населением в 180 странах мира.
Наша страна, по традиции, в аутсайдерах списка. В этом году Россия в рейтинге TI с индексом восприятия коррупции (ИВК) в 2,2 балла по десятибалльной шкале заняла 146-е место. Первые три строчки в списке стран с самым высоким ИВК, который составляется на основе экспертных опросов и исследований о распространенности коррупции среди госслужащих и политиков, заняли Новая Зеландия (9,4), Дания (9,3) и Сингапур (9,2). В официальном пресс-релизе TI говорится, что такие высокие антикоррупционные показатели в этих странах -- свидетельство «политической стабильности, хорошо развитых и успешно практикуемых процедур по урегулированию конфликтных интересов». Замыкают список Мьянма (1,4), Афганистан (1,3) и Сомали (1,1).
Россия соседствует с африканскими Сьерра-Леоне и Кенией, а также с Украиной, которая по сравнению с 2008 годом сдала позиции. Среди республик бывшего СССР по уровню ИВК ниже находятся лишь три страны: Таджикистан -- 158-е (2,0), Киргизия -- 162-е (1,9) и Узбекистан -- 168-е (1,7). Остальные некогда советские республики из года в год демонстрируют лишь положительную динамику в борьбе с коррупцией: Литва -- на 52-м месте (4,9), Латвия -- на 56-м (4,5), Грузия -- на 66-м (4,1). Серьезный скачок совершила и Белоруссия, поднявшись до 130-го места (2,4).
С этими оценками, как и с методологией, по которой составляется рейтинг Transperancy International, согласны далеко не все наблюдатели. «У меня возникают сомнения в объективности подобных оценок», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Общественной палаты Андрей Пржездомский. «Методика расчета этих рейтингов базируется на открытых источниках, а само явление коррупции, реальные факты недоступны. И, по существу, недоступны не только общественности или СМИ, но и исследователям», -- считает г-н Пржездомский. У него, в частности, вызывает недоумение тот факт, что, «например, Грузия, оказывается, по уровню распространения коррупции, согласно рейтингу TI, чище, чем Россия».
Пожалуй, единственным положительным моментом для России в опубликованном рейтинге можно назвать незначительное повышение национального индекса восприятия коррупции на 0,1 балла. «Это незначительное увеличение, безусловно, вызвано принятием национального плана по противодействию коррупции и общим усовершенствованием антикоррупционного законодательства, -- считает глава представительства TI в России Елена Панфилова. -- Но считать это серьезной заслугой, конечно, не нужно». По словам г-жи Панфиловой, российским властям следовало бы не ограничиваться антикоррупционной риторикой, а «начать принимать какие-то действия». «Нам часто поступают обращения и жалобы на коррупционные проявления, мы отправляем запросы, ответы на которые приходят очень редко, а если приходят, то сплошные отписки», -- посетовала она.
Еще одним ярким примером расхождения слов с делом у руководства страны, по мнению Елены Панфиловой, можно считать позицию российской делегации на международной конференции стран -- участниц Конвенции ООН против коррупции, которая завершилась в прошлую пятницу в столице Катара Дохе. Г-жа Панфилова напомнила, что по итогам конференции планировалось принятие документа по созданию специальной комиссии в рамках ООН, в обязанности которой входила бы проверка ситуации с коррупцией в странах, подписавших документ. Но Россия вместе с восьмью странами (Китай, Пакистан, Ангола, Алжир, Египет, Венесуэла, Иран и Зимбабве) заблокировала принятие документа, ссылаясь на недопустимость вмешательства во внутренние дела страны и на угрозу ее суверенитета. Теперь, утверждает г-жа Панфилова, независимая антикоррупционная проверка сможет посетить какую-либо страну лишь по ее согласию, а «итоги этой проверки не должны предаваться огласке». «Ровно в ту же неделю, когда президент говорил о необходимости гражданского контроля за деятельностью чиновников, Россия подписывает документ, который фактически устраняет возможность гражданского контроля в борьбе с коррупцией», -- посетовала Елена Панфилова.
Вячеслав КОЗЛОВ