Председатель правительства Владимир Путин не забывает подопечных, которым он хоть раз помог. Вчера премьер-министр побывал в Набережных Челнах, где
в декабре прошлого года на КамАЗе анонсировал масштабную программу поддержки автопрома. Сам визит премьера был посвящен проблемам нефтехимической промышленности, совещание по этому вопросу прошло в Нижнекамском промышленном кластере. Но без посещения едва ли не единственного относительно успешного отечественного автозавода не обошлось.
Как это часто бывает, к приезду премьера приурочивают запуск хоть чего-нибудь, пусть даже успешно работавшего раньше. Вот и вчера Владимир Путин торжественно нажал красную кнопку, запустив уже работавший до него сборочный конвейер по производству двигателей совместного российско-американского производства под маркой «Камминз КамАЗ».
До приезда высокого гостя журналистам показали вполне симпатичные чистенькие цехи и рассказали, что кризис дал возможность обратить внимание на благоустройство завода. С благоустройством рабочих дела обстоят чуть хуже: 1,5 тыс. человек сократили по антикризисной программе, 9 тыс. ушли сами, ведь зарплата упала в полтора раза -- с докризисных 18--19 тыс. руб. до 12. В результате в настоящее время на заводе числится 46 тыс. сотрудников. Но руководство завода начало экономию с себя -- зарплаты топ-менеджмента сократились в три раза.
«Антикризисная программа нам очень помогла -- заградительные пошлины, госзакупки. Благодаря этому сбыт «КамАЗов» снизился только на 50%, а в целом по России рынок грузовых автомобилей упал на 80%», -- радовался руководитель департамента общественных связей ОАО «КамАЗ» Олег Афанасьев. Кризис почти не затронул инвестиционные планы предприятия, завод продолжает политику привлечения для совместного производства на собственных площадях и частично мощностях иностранных партнеров.
Сейчас таким способом производятся двигатели, комплектующие, коробки передач, тормозные системы. КамАЗ подал заявку на получение кредита в 10 млрд руб. через ВЭБ для дальнейшего развития производства, в том числе и выпуска новой долгожданной значительно улучшенной кабины. Правда, это произойдет не ранее 2013 года.
На заводе Владимир Путин ожидаемо нажал красную кнопку и утвердил веру во все российское -- и машины, и футбол. «С вашей помощью и при активной работе руководства предприятия КамАЗ потихонечку выйдет из кризиса», -- уверен премьер. Глава правительства ответил на вопрос рабочего автозавода, который поинтересовался прогнозом премьера на предстоящий сегодня ответный стыковой матч Словения -- Россия за право выхода в финальную часть чемпионата мира по футболу 2010 года: «В спорте очень трудно прогнозировать, это не прогноз, а гадание, но наши должны победить».
Сделав такие оптимистические заявления, премьер отправился в Нижнекамск на обзорную экскурсию по «Нижнекамскнефтехиму» и строящемуся комплексу нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО», где можно было заметить загадочные лозунги вроде «Есть этилен 600 -- Россия вперед!». После экскурсии в здании управления «Нижнекамскнефтехима» прошло совещание по развитию газо- и нефтехимии в России.
Открывая заседание, премьер назвал несколько общих целей для всей отрасли -- выпуск продукции с более высокой степенью переработки, модернизация устаревшего производства, недискриминационный доступ к инфраструктуре, справедливое и прозрачное ценообразование, укрупнение и консолидация производства, баланс между экспортом и внутренними потребностями.
При этом премьер несколько заинтриговал собравшихся, сообщив о некоем принятом во вторник важном решении для всей отрасли. «Удалось решить одну из острых и сложных проблем в отрасли. Поручаю Игорю Ивановичу (вице-премьеру Сечину. --
Ред.) довести это до конца и зафиксировать договоренности. Речь идет о ценах, сроках поставки и объемах», -- ничуть не прояснил это заявление г-н Путин.
Лишь после совещания выяснилось, что речь шла о разногласиях между СИБУРом и "Казаньоргсинтезом" по ценам и объемам поставок сырья. История в этом смысле напоминала визит премьера в городок Пикалево Ленинградской области. "Казаньоргсинтез" -- одно из крупнейших нефтехимических предприятий России с полным технологическим циклом производства продукции от выпуска базовых мономеров (этилен) до получения конечных продуктов полимеризации. В настоящее время "Казаньоргсинтез" находится на грани банкротства, его долг составляет около 30 млрд руб. Федеральное правительство предоставило предприятию госгарантию по кредитам на 10 млрд руб., в настоящее время идут переговоры о реструктуризации долга. СИБУР поставляет "Казаньоргсинтезу" этан, и стороны долгое время не могли договориться о ценах на это сырье.
Глава Минэнерго Сергей Шматко на совещании заявил, что «кризис стал катализатором для развития газо- и нефтехимии, в этой отрасли проявился неплохой эффект импортозамещения». А главная причина не слишком высокого уровня развития этой промышленности -- низкая обеспеченность продуктопроводами и разорванность основных производств и сырьевых баз. «Советский Союз, создав развитую систему нефте- и газопроводов, не успел создать подобную систему для продуктов переработки», -- уверенно указал виноватого г-н Шматко.