|
|
N°211, 17 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На шведский стол
Россия и Еврокомиссия подписали меморандум о раннем предупреждении в преддверии энергетического кризиса
Темпы российско-европейского энергетического сотрудничества пока не впечатляют. С момента окончания второй газовой войны между Россией и Украиной, в ходе которой на протяжении нескольких недель замерзали сразу несколько стран Европы, прошло уже десять месяцев, а глава Минэнерго Сергей Шматко и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс только вчера подписали меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергобезопасности. Стороны так торопились скрепить подписями хоть какую-то бумагу на этот счет до саммита Россия--ЕС в Стокгольме, что самого механизма алгоритма действий сторон в случае угрозы срыва поставок газа и нефти в документе не оказалось. Как пояснили «Времени новостей» в Минэнерго, конкретную последовательность шагов предстоит сформировать и согласовать позднее. Вероятно, после завтрашних политических переговоров в столице Швеции.
Сергей Шматко и Андрис Пиебалгс на церемонии подписания в один голос говорили, что кризис, подобный январскому, не должен повториться. И они готовы сделать все, чтобы его предотвратить. При этом на протяжении всего этого года опасность невыполнения Украиной обязательств по оплате российского газа и соответственно возникновения проблем с транзитом топлива в Европу возникала чуть ли не ежемесячно, а высшие должностные лица России через прессу по очереди занимались предупреждением европейцев. К примеру, вчера российский премьер Владимир Путин на переговорах со словацким коллегой Робертом Фицо пообещал предупредить Братиславу о грядущем кризисе заранее. «Мы договорились, что если такая ситуация наступит, то нас вовремя будут информировать», -- подтвердил г-н Фицо.
Напомним, что на прошлой неделе г-н Путин рассказал об алгоритме возможного российско-украинского газового кризиса. На пресс-конференции по итогам встречи с австрийским канцлером Вернером Файманом он заявил: «Я хочу добавить, чтобы было понятно. Будут платить нам партнеры (Украина. -- Ред.) за поставки для внутреннего потребления -- значит, они будут получать для внутреннего потребления. Не будут платить за поставки газа для внутреннего потребления на Украине -- значит, не будут получать. Если они не будут получать, значит, скорее всего будет отбор из экспортного трубопровода. Как только начнется отбор, мы будем сокращать подачу. Поэтому вопрос о надежности нужно обращать сегодня не к нам. А финансовые возможности платить на Украине есть. Это нам подтверждает МВФ».
В этих условиях говорить о важности подписанного меморандума вроде бы и не очень удобно. Диалог в формате Россия--ЕС продолжает переживать тяжелые времена. Брюссель сначала не посчитал для себя возможным осудить Украину за перебои с транзитом российского газа в январе, а затем подписал с Киевом двустороннюю декларацию о модернизации газотранспортной системы, положения которой показались оскорбительными для Москвы. Затем европейцы фактически проигнорировали российский призыв помочь Украине материально в обслуживании обязательств по оплате газа. Москва прекратила применять на временной основе договор к Энергетической хартии, который для европейцев является базовым соглашением по принципам сотрудничества в сфере энергетики.
В Стокгольме же сторонам нужно хоть что-то положить на переговорный стол, и «меморандум о механизме» в преддверии жаркой в политическом смысле украинской зимы (выборы президента назначены на 21 января 2010 года) сгодится для достижения этой амбициозной задачи. Неудивительно, что даже находящийся в командировке в далеком Кувейте председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу нашел возможность поприветствовать подписание московского меморандума.
Алексей ГРИВАЧ