Минэкономразвития намерено раскрыть тайны сделок госкомпаний и естественных монополий
Министерство экономического развития на днях намерено завершить согласование подготовленного им проекта закона «О закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса» и внести его в правительство. Однако другие государственные ведомства категорически не согласны с предложенным вариантом и намерены добиваться его основательной переработки. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) требует предоставить подпадающим под действие закона структурам большую свободу действий. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет значительно ужесточить процедуру закупок. А президент России Дмитрий
Медведев в отношении госкорпораций решил пойти еще дальше: он поручил правительству распространить на них уже действующий закон «О госзакупках».
Об основных положениях подготовленного Минэкономразвития проекта закона «О закупках госкорпорациями и естественными монополиями» на семинаре в Высшей школе экономики рассказал заместитель начальника отдела регулирования госзакупок Минэкономразвития Алексей Доронкин. Действие нового закона будет распространено не только на субъекты естественных монополий, госкорпорации, организации коммунального комплекса, которые осуществляют свою деятельность по регулируемым тарифам, но и на те структуры, где вышеназванные организации имеют долю собственности более 25%.
В Минэкономразвития признают, что распространение закона на зависимые компании является одной из самых дискуссионных норм. Однако в министерстве уверены, что без этого все закупки материнских компаний могут быть выведены с помощью специально созданных "дочек" за рамки закона. Закон будет распространяться на все закупки регулируемых организаций, а не только на те, которые имеют отношение к утверждаемым государством тарифам. «Закон имеет общий характер. Поэтому мы не видим никакого вреда от того, если вся закупочная деятельность будет осуществляться в соответствии с этими принципами и правилами», -- заявил представитель Минэкономразвития.
Ключевой позицией законопроекта Алексей Доронкин назвал максимальную информационную открытость закупочной деятельности: информацию о всех закупках станут размещать первоначально на официальных сайтах самих заказчиков, а с 2012 года -- на едином сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, появится общий реестр всех заключаемых договоров, ответственным за ведение которого предлагается сделать Федеральное казначейство.
Проект закона разрешает не публиковать информацию о тех закупках, которые затрагивают гостайну. Коммерческая тайна не является информацией, которую, по мнению г-на Доронкина, «надо скрывать от общественности». В то же время он заверил, что авторы «не хотели бы, чтобы организации терпели убытки из-за разглашения коммерческой тайны», и никаких угроз в этой части в законопроекте нет. «Процедуры закупок коммерческой тайне не угрожают, так как опасность разглашения может возникнуть только при исполнении договора. А это закрытый процесс для всех, кроме поставщиков и заказчиков», -- уверен Алексей Доронкин. К тому же у заказчика при возникновении опасений за сохранность коммерческой тайны при проведении закупок всегда имеется возможность организовать закрытые процедуры.
Но закрыть торги можно будет только после принятия госкорпорациями и монополиями собственных детализированных положений о закупках. В этом случае не ограничивается право регулируемых организаций устанавливать пороги для проведения отдельных процедур, самостоятельно вводить критерии заключения и исполнения договоров. В частности, «закупки могут осуществляться у единственных поставщиков, могут устанавливаться любые квалификационные требования к участникам торгов -- наличие опыта, финансовых ресурсов, производственных мощностей, технологий». В положениях о закупках компаний может оговариваться право проведения закупок у дочерних организаций без конкурсных процедур.
Под действие предлагаемого закона не будут подпадать финансовые услуги. Для естественных монополий они по-прежнему будут регулироваться действующим законом №94-ФЗ «О госзакупках».
Проектом закона предусмотрено право правительства и президента устанавливать отдельные преимущества отечественным поставщикам, обеспечивать поддержку малому бизнесу, оговаривать более жесткие условия участия в торгах иностранных компаний.
Присутствовавшая на обсуждении советник руководителя ФСТ Ольга Алиллуева заявила, что у ее ведомства «нет концептуальных противоречий с Минэкономразвития». «Мы полностью согласны с тем, что надо делать, весь вопрос в том, как это делать», -- предупредила г-жа Алиллуева. В частности, она решительно встала на защиту коммерческой тайны. «В Гражданском кодексе к коммерческой тайне могут быть отнесены все ноу-хау, связанные с процессом производства. Организация закупочной деятельности, на наш взгляд, к этому в обязательном порядке относится. Если юристы Минэкономразвития этого не понимают, то получат шквал исков», -- предупредила представитель ФСТ. По ее мнению, не решает проблемы и оговоренная в законе возможность проведения торгов с участием единственного подрядчика, так как все договоры все равно должны быть в едином реестре, даже все вносимые в них изменения необходимо отражать в реестре в течение трех дней.
«В законе «О коммерческой тайне» говорится, что к ней не может быть отнесена информация, которая федеральным законодательством отнесена к не являющейся коммерческой тайной. Как только этим законом вы напишете, что документация о закупках, реестр договоров с указанием поставщиков, подрядчиков, сроков должны публиковаться в открытых источниках, все это перестанет быть коммерческой тайной», -- предупредила Ольга Алиллуева.
Помощник директора госкорпорации «Роснано» по инновационному развитию Елизавета Крейнес предупреждает, что «иностранные инвесторы не захотят войти в игру на таких условиях», опасаясь за конфиденциальность своей деятельности. А директор департамента политики закупок, тендерных процедур и управления рисками ОАО «Атомэнергопром» Владимир Васильев, напротив, высказал опасение, что информация о внутренних ценах из опубликованных контрактов станет доступна иностранным партнерам компании. И они просто откажутся закупать продукцию и услуги по ценам, которые применяются в экспортных контрактах.
Руководитель дирекции по методологии и организации закупочной деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Зимонас уверен, что «масштабы бедствия от создания реестра трудно оценить». «Возможно, его появление нужно обсуждать с привлечением органов правопорядка», -- предположил представитель энергокомпании.
«По нашему опыту работы с естественными монополиями мы столкнулись с тем, что компетентные органы запретили давать в открытый доступ очень многую информацию, ссылаясь на то, что она может стать дорожной картой для террористов. Под закон о государственной тайне может попасть практически все, что связано с международной деятельностью, с функционированием стратегических предприятий. Если вы уберете коммерческую тайну, все это быстренько станет государственной, -- предупредила представитель ФСТ Ольга Алиллуева. -- А ФАС, чтобы проводить проверки, потребуется для своих сотрудников получать допуск не ниже чем по форме 2, а может быть, и по форме 1. Как минимум это длительное согласование всех командировок и даже частных поездок за границу». По ее мнению, гораздо лучшим выходом из ситуации могло бы стать проведение закрытых торгов. В их рамках сохранение тайны договора не проблема, так как всеми участниками заключаются соглашения о конфиденциальности.
ФСТ не согласна с отнесением к сфере действия нового закона дочерних структур с 25-процентным участием государства, госкомпаний или естественных монополий. По мнению представителя тарифной службы, в этом случае «невозможно определить круг компаний, на которые распространяется действие этого закона». Нереально уложить в рамки предлагаемого закона все торги, в которых сейчас участвуют госкомпании. Речь идет, например, о покупках электроэнергии на свободном рынке, где цены меняются ежедневно. По мнению ФСТ, в законе должен быть перечень исключений, по которым не нужно будет представлять никакую документацию о закупках, информацию о договорах.
Ольга Алиллуева уверена, что авторы законопроекта вообще неадекватно оценивают количество проводимых торгов. Вряд ли с их администрированием справится одна структура. ФСТ предлагает на едином государственном сайте публиковать только ссылку на сайты заказчиков.
Проект закона дает не более 20 дней на подписание договора. В ФСТ уверены, что для сложной продукции эти сроки невыполнимы. Елизавета Крейнес из «Роснано» также обращает внимание, что законопроект не предусматривает возможности участия в торгах коллектива компаний. Роман Зимонас из ФСК предупреждает, что ряд соглашений необходимо утверждать на заседании совета директоров, а в некоторых случаях -- на собрании акционеров, что невозможно сделать за отведенное время. «Авторы, которые готовили этот закон, страшно далеки от реальных бизнес-процессов. Надо показать им, как устроена реальная жизнь», -- предложила г-жа Алиллуева.
В ФСТ считают, что главной целью законопроекта должно быть повышение ответственности поставщиков. Отсутствие этого -- главный недостаток действующего федерального закона №94-ФЗ «О госзакупках». «По результатам применения закона №94-ФЗ можно сделать вывод, что чем больше у нас торгов, тем больше коррупции, -- заявила Ольга Алиллуева. -- У нас есть опыт использования 94-го закона в гособоронзаказе, когда цены за первый год по некоторым позициям выросли на 50%, потому что в результате контролируемых торгов стало возможным легализировать некоторые неэффективные суммы».
По ее мнению, ряд положений нового закона, касающихся запрета на ограничение и устранение конкуренции, сформулированы даже в более жесткой форме, чем в действующем законодательстве. «Не надо переносить тот негативный опыт (сговор, рэкет), который есть при реализации 94-го закона, на госкомпании, -- потребовала г-жа Алиллуева и предупредила: -- Мы боимся, что вся неэффективность, которая будет сопровождать предлагаемые торги, окажется очень обоснованно включенной регулируемыми субъектами в тариф на следующий год, и мы будем вынуждены с этим согласиться».
И вообще, по мнению Ольги Алиллуевой, не нужно изобретать новые формальные нормы, а лучше использовать «ту позитивную практику закупочной деятельности, которая в различных компаниях зарекомендовала себя в качестве наиболее эффективной при нашем уровне развития рыночных отношений, бизнеса, нашем уровне коррупционности».
Подводя итог дискуссии, первый проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон призвал провести тщательный анализ норм законопроекта для защиты от риска снижения инвестиционной привлекательности компаний со смешанным государственным участием, их конкурентоспособности на рынках, где они соперничают с частными предприятиями, особенно зарубежными. По его мнению, нельзя допустить существенного увеличения бюджетных расходов на контрольную и надзорную деятельность, а также ее потенциальной коррупциогенности, ослабления требований к технологической безопасности, расширения поля государственной тайны.
Единственный представитель Минэкономразвития Алексей Доронкин не стал возражать участникам «круглого стола». За него претензии подпадающим под действие закона госкорпорациям высказали на встрече с президентом Дмитрием Медведевым генеральный прокурор России Юрий Чайка и помощник президента, начальник его контрольного управления Константин Чуйченко. «На государственные корпорации не распространяются требования законодательства о государственных закупках товаров, работ и услуг, что приводит к непрозрачности размещения заказов и способствует злоупотреблению в сфере проведения торгов. Это создает условия для использования избирательного подхода при выборе поставщиков, усиливает коррупционные риски и, как следствие, влечет неэффективное расходование выделенных бюджетных средств, -- заявил президенту Юрий Чайка.
«Мы предлагаем поручить правительству подготовить предложения о распространении на госкорпорации законодательства о размещении заказов для государственных нужд», -- дал рецепт выхода из создавшейся ситуации г-н Чуйченко. Президент согласился с идеей своего помощника, включив в список поручений по итогам своего послания Федеральному Собранию соответствующий пункт, оговорив лишь необходимость учета «особенностей, обусловленных характером деятельности отдельных корпораций».
Проходившее одновременно с «круглым столом» в ВШЭ межведомственное совещание по проекту закона «О закупках госкомпаний и естественных монополий» в Минэкономразвития закончилось заявлением начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаила Евраева, что представленный проект закона слишком либерален. Антимонопольная служба будет готовить поправки по его максимальному ужесточению. Очевидно, что ужесточения могут опасаться госкомпании и естественные монополии. Госкорпорациям, судя по поручению президента, придется работать по приспособленному под них закону №94-ФЗ «О госзакупках».