Время новостей
     N°210, 16 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2009
Протест удвоенной силы
Госдума со скандалом увеличила базовые ставки транспортного налога
Парламентская оппозиция, в конце октября «проголосовавшая ногами» против нарушений в ходе региональных выборов, продолжает единым фронтом наступать на инициативы правительства, поддерживаемые «Единой Россией». В пятницу все три фракции меньшинства -- ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия» -- пытались остановить принятие в третьем чтении поправок в Налоговый кодекс, дающих возможность региональным администрациям существенно увеличить транспортный налог.

Более 130 голосов «против» в нынешней Госдуме по понятным причинам не могли сыграть решающей роли, но властям быстро напомнили и о том, что возможен протест в «непарламентских выражениях» -- в пятницу продолжились акции неповиновения автомобилистов, которые даже пытались перекрыть МКАД.

Проголосовавшие «за» 313 единороссов формально лишь удвоили заложенные в НК базовые ставки транспортного налога. Но действующие ставки устанавливаются властями регионов, и, как уверял в ходе обсуждения депутат Андрей Макаров, далеко не все субъекты федерации будут повышать налог. Однако такая возможность у них теперь есть. Если поправки в НК будут одобрены Советом Федерации и подписаны президентом, базовая ставка транспортного налога для автомобилей мощностью менее 100 л.с. составит с 2010 года 10 руб. за каждую лошадиную силу, для машин с мощностью от 100 до 150 л.с. ставка вырастет до 14 руб., и для авто в категории 100--200 л.с. -- до 20 руб. за «лошадку». Для машин мощностью от 200 до 250 л.с. базовая ставка составит 30 руб. за одну лошадиную силу, а каждую «лошадь» под капотом автомобиля мощностью свыше 250 л.с. федеральные законодатели оценили уже в 60 руб. При этом регионам дано право, отталкиваясь от этой ставки, устанавливать налог по своему усмотрению, либо увеличивая его вплоть до пятикратного размера, либо сокращая до десяти раз. Также региональные власти смогут вводить поправочные коэффициенты в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса.

По расчетам правительства, удвоение базовой ставки транспортного налога обеспечит в будущем году 30 млрд руб. дополнительных поступлений. Однако с такими расчетами согласны далеко не все. В частности, думские коммунисты заявили, что на самом деле бюджеты этих денег не получат, зато усиление социальной напряженности в связи с принятием очередного непопулярного закона гарантировано. «Никто и никогда не получит 30 млрд в начале 2010 года и даже в конце его, потому что физические лица будут сдавать транспортный налог только в конце года», -- подчеркнула, выступая с думской трибуны, депутат от КПРФ Нина Останина.

Коммунистов, голосовавших против поправок в Налоговый кодекс, поддержали их непримиримые противники из ЛДПР. Владимир Жириновский даже заявил, что его партия намерена обратиться к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой не подписывать злополучный закон. Сам глава либерал-демократов предлагает включить транспортный налог в стоимость цены на топливо, дабы платили его «те, кто ездит».

Справедливороссы тоже пытались заступиться за моторизированный электорат и ссылались на содержавшиеся в послании президента Федеральному Собранию обещания по возможности снижать налоговое бремя. «Как член комитета Госдумы по транспорту, я решительно не вижу в увеличении налога никакой необходимости, -- заявил депутат от «Справедливой России» Александр Бурков. -- Владельцы автомобилей, мощность которых составляет 200 л.с., должны будут платить минимум 90 тыс. руб. в год. В условиях кризиса это под силу лишь единицам». В то время как президент говорит о стимулировании транспортного спроса, парламент, наоборот, пытается решить проблему пополнения федерального бюджета фискальными методами за счет регионов, заметил г-н Бурков. Уже после заседания Госдумы лидер справедливороссов и спикер Совета Федерации Сергей Миронов высказал опасение: в ситуации, когда существуют ножницы налоговых ставок, регионы не будут мелочиться и пойдут на максимально позволенное им увеличение ставок -- т.е. повысят налог в пять раз.

Как опасаются организаторы протестных акций автомобилистов -- лидеры Федерации автовладельцев России (ФАР), в числе пионеров по части повышения налога может оказаться и Москва. Однако столичные законодатели, отвечающие за этот вопрос, -- члены бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы, заявляют (по крайней мере пока), что повышать налог со следующего года не планируется. Столица не исчерпала возможностей действующей базовой ставки, поясняют парламентарии. Действительно, доходную часть московского бюджета 2010 года планируется увеличить за счет 2 млрд руб. транспортного налога, сообщил журналистам глава бюджетно-финансовой комиссии МГД Игорь Антонов. Однако, как поясняют в комиссии, эти деньги будут получены за счет повышения ставки транспортного налога в нынешнем году -- дело в том, что срок его оплаты заканчивается 1 июля 2010-го. При составлении бюджета расчет делался на то, что основная масса налогоплательщиков внесет налог за свою машину именно в первых двух кварталах будущего года.

Как известно, о решении не повышать транспортный налог в 2010 году заявила и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Депутат-коммунист Нина Останина привела это решение питерских властей в качестве примера того, что региональные руководители опасаются протестов граждан -- учитывая и массовые выступления против строительства «Охта-центра», и акции автомобилистов.

Федерация автовладельцев России, которая неделю назад отметила принятие Думой поправок в первом чтении несанкционированным автопробегом по московскому Садовому кольцу, оперативно отреагировала и на сей раз. Лидеры ФАР призвали своих активистов и сочувствующих водителей ответить на думскую инициативу «гудком гнева» -- в пятницу в 10.00 по московскому времени протестующие водители нажали на клаксоны своих автомобилей. Куда более радикально выступили члены Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов -- они попытались перекрыть МКАД. По словам профсоюзного активиста Александра Котова, пять грузовиков и пять легковых машин в течение десяти минут блокировали столичную кольцевую магистраль в районе 19-го километра. Эту информацию подтвердили в ГУВД Москвы, сообщив, что два автомобиля были задержаны сотрудниками ДПС.

Если закон, повышающий транспортный налог, вступит в силу, то, как пообещал г-н Котов, профсоюз водителей (объединяющий не менее 10 тыс. представителей этой профессии, в основном дальнобойщиков) будет «организовывать забастовки на транспортных магистралях крупнейших российских городов». «Власть не слышит автовладельцев, несмотря на наши обращения к депутатам Госдумы, правительству и президенту», -- констатирует лидер ФАР Сергей Канаев. По его словам, автомобилисты готовятся оспорить поправки в Налоговый кодекс в высших судебных инстанциях, ибо они, как считают в ФАР, противоречат Конституции. Каждый налог должен иметь экономическое обоснование, подчеркивает г-н Канаев. Транспортный налог -- это налог на имущество, а измерять имущество в лошадиных силах -- это все равно, что длину дороги мерить в килограммах, замечает глава ФАР.

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Налоговая реформа