|
|
N°211, 17 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Священная роща
Экологические инициативы ОАО «РЖД» в Сочи обойдутся налогоплательщикам в дополнительные 183 млн рублей
В минувшую пятницу в сочинском офисе госкорпорации «Олимпстрой» вице-премьер Дмитрий Козак, отвечающий за подготовку курорта Сочи к зимним Олимпийским играм 2014 года, провел совещание, на котором обсуждались вопросы, возникшие в связи со строительством совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер -- Красная Поляна. Главным вопросом повестки стала необходимость внести изменения в первоначальный проект строительства одного из участков дороги, чтобы сохранить уникальную рощу самшита колхидского, насчитывающую более 2 тыс. экземпляров этого краснокнижного дерева. В итоге было принято решение поднять дорогу над рощей, хотя это привело к удорожанию строительства на 183 млн рублей.
Напомним, что совмещенная дорога Адлер -- Красная Поляна, состоящая из двух параллельных дорог, автомобильной и железной, самый масштабный и дорогостоящий объект из всего, что необходимо построить в Сочи к предстоящим Играм. Протяженность дороги -- около 50 км, она будет соединять в Сочи два кластера, где в 2014 году пройдут соревнования по программе Олимпийских игр: Нижнеимеретинскую низменность (прибрежный кластер) и окрестности поселка Красная Поляна (горный кластер). По мнению Дмитрия Козака, проект этой дороги сыграл решающую роль в том, что в 2007 году в Гватемале на сессии Международного олимпийского комитета Сочи выиграл право провести Игры: эта дорога делает сочинскую Олимпиаду самой компактной в истории, потому что позволит участникам и гостям Игр за считанные минуты добираться от одних мест проведения соревнований к другим.
По предварительным расчетам Министерства транспорта РФ, совмещенная дорога, строительство которой на средства федерального бюджета осуществляет ОАО «РЖД», обойдется в сумму порядка 242 млрд руб. Дорога должна быть введена в эксплуатацию в 2013 году. К этому сроку в долине реки Мзымта, в горах, в сложнейших географических и геологических условиях строителям предстоит проложить 48 км новой железной дороги и 46 км современной автомагистрали, построить 28 мостов и 59 эстакад общей протяженностью 37 км, пробить 12 тоннелей (три автомобильных, шесть железнодорожных и три технологических) общей длиной 26 км. Кроме того, на дороге будет возведено два крупных вокзала, в Адлере и Нижнеимеретинской низменности, и три остановочных пункта: «Имеретинский курорт», «Эстосадок» и «Альпика-Сервис».
На совещании в сочинском офисе госкорпорации «Олимпстрой» вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони сообщил, что работы на совмещенной дороге Адлер -- Красная Поляна идут в соответствии с графиком, на трассе уже строятся пять тоннельных комплексов. Началось взведение 26 мостов, до конца 2009 года начнется строительство еще 22 постоянных мостовых сооружений. К концу года, по словам Олега Тони, завершится строительство всех временных сооружений. Будет проложено 37 км временных технологических дорог, 28 км из которых уже введено в эксплуатацию. Также уже введены в эксплуатацию десять временных мостов через реку Мзымта, 18 производственных и бытовых баз. Всего таких баз на трассе будет 21. На данный момент на строительстве совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер -- Красная Поляна задействовано более 9 тыс. человек.
Как заявил г-н Тони, в ОАО «РЖД» понимают, что работы на этом объекте ведутся в условиях уникального природного комплекса Сочинского национального парка. Поэтому предпринимаются все возможные меры, чтобы минимизировать негативное воздействие строительства и будущего готового объекта на окружающую среду. В частности, на средства и силами ОАО «РЖД» в районе строительства выполняются компенсационные мероприятия -- взамен вырубленных деревьев высаживаются молодые самшиты. Их уже посажено более 30 тыс. штук.
Предложение о внесении изменений в проект совмещенной дороги, которое рассматривалось на совещании в «Олимпстрое», тоже было связано с необходимостью сохранить уникальную рощу самшита, которая оказалась на пути у строителей в районе комплекса тоннелей №2. На этом участке протяженностью 1000 м, находящемся примерно на половине расстояния от Адлера до Красной Поляны, в соответствии с первоначальным проектом предполагалось строительство 255-метрового моста. Далее дорога должна была идти по насыпи. Но насыпь уничтожила бы все, что попало в зону ее строительства. И, как выяснилось, перекрыла бы миграционные тропы животных. Поэтому ОАО «РЖД» предложило построить на этом участке не насыпь, а мост и эстакаду протяженностью более 1000 м. Несмотря на то что такой вариант сделает строительство совмещенной дороги Адлер -- Красная Поляна дороже на 183 млн руб., он был принят. Таким образом, площадь невосполнимо изымаемой земли в этом месте сократилась в десять раз, что и позволяет сохранить более 2 тыс. экземпляров самшита.
Рассказывая журналистам о «спасении» самшитовой рощи, Дмитрий Козак особо подчеркнул, что предложение изменить проект дороги, чтобы сохранить в этом месте краснокнижные деревья, -- это инициатива ОАО «РЖД», она не была вызвана протестами экологов или возмущением жителей Сочи. В экологических организациях слова «олимпийского» вице-премьера подтверждают: по поводу угрозы, нависшей над этой конкретной рощей, никто не протестовал. Многочисленные и непрекращающиеся протесты защитников природы вызваны всем этим строительством в целом.
Например, активисты «Экологической вахты по Северному Кавказу» называют строительство совмещенной дороги Адлер -- Красная Поляна «эпохальным беспределом» и уверены, что оно осуществляется незаконно, поскольку началось и ведется, хотя проект дороги еще не прошел проверку и не получил заключения в органах государственной экспертизы.
Кстати, в минувшую пятницу на совещании в «Олимпстрое» вице-президент ОАО «РЖД» Олег Тони сообщил, что раздел проекта строительства совмещенной дороги Адлер -- Красная Поляна, который оценивает воздействие объекта на окружающую среду, будет отправлен в госэкспертизу в ближайшее время.
По мнению экологов, спасение рощи, состоящей из 2 тыс. деревьев, -- дело, безусловно, хорошее. Но, как напоминает координатор «Экологической вахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха, нельзя забывать, что в местах строительства совмещенной дороги Адлер -- Красная Поляна уже вырублены десятки тысяч экземпляров разнообразных деревьев и кустарников, в том числе и занесенных в Красную книгу России самшита и лапины крылоплодной. Фактически уже произошло разрушение уникальных природных комплексов, что не может не сказаться на состоянии реки Мзымта, которая, как подчеркивают экологи, снабжает питьевой водой половину всего курорта.
Ситуация уже необратима, считают в «Экологической вахте по Северному Кавказу». Компенсационные мероприятия, которые ОАО «РЖД» проводит в окрестных лесах, ничего не изменят, потому что они выполняются, как убеждены экологи, лишь для галочки. Так, представители ОАО «РЖД» утверждают, что около 7 тыс. молодых деревьев самшита, высаженных 12 октября в районе строительства дороги, были закуплены в сочинских питомниках на общую сумму 800 тыс. руб. Но, по словам г-на Рудомахи, накануне этой широко разрекламированной в сочинских СМИ акции по высадке самшита экологи документально зафиксировали, как рабочие нескольких подрядных организаций, занятых на строительстве, выкапывали в лесу самшитовые деревца, чтобы потом во время акции посадить их в другом месте. Это варварство происходило на территории второго квартала Веселовского лесничества Сочинского национального парка, в уникальном самшитовом массиве ущелья Глубокий Яр, находящемся вне зоны строительства совмещенной дороги.
Игорь ГЛАНИН, Сочи