Время новостей
     N°210, 16 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2009
Европа им поможет
General Motors ждет господдержки для Opel
Американский концерн General Motors (GM) в пятницу подтвердил намерение получить господдержку для реструктуризации своего немецкого актива Opel. Такое сообщение стало ответом компании на заявление министра экономики Германии Райнера Брюдерле о том, что автопроизводителю не потребуется помощь европейских налогоплательщиков. Как полагают эксперты, таким образом руководство автоконцерна пытается напомнить властям о том, что правительство ФРГ, опровергая обвинения в протекционизме, обещало поддержку любому инвестору в сделке с Opel, а не только консорциуму Magna-Сбербанк.

Для успешной санации Opel необходимо более 3 млрд евро, однако GM не располагает необходимой суммой. Кроме того, GM еще необходимо выплатить долг в размере 1,5 млрд евро, выданный Германией для поддержки предприятия.

Как известно, после довольно длительных переговоров 3 ноября компания GM отказалась от продажи контрольного пакета Opel российско-канадскому консорциуму. Сделку активно поддерживали правительства Германии и России. Канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала тогда решение GM «поражением» для своего кабинета, а глава российского правительства Владимир Путин сказал, что ситуация вокруг Opel -- это «урок для России», пообещав учесть такое «пренебрежительное» отношение американской компании к своим партнерам.

Срывом сделки, несомненно, остались крайне недовольны и ее непосредственные участники Magna и Сбербанк. Руководство Magna заявило о намерении получить от GM потраченные деньги. По некоторым данным, расходы составили 100 млн евро. А глава Сбербанка Герман Греф не исключил разбирательств с американским концерном в суде, однако выразил надежду, что этого все-таки не произойдет. Глава GM Фриц Хендерсон выразил «глубокое сожаление» в связи с тем, что отказ концерна от сделки по продаже Opel вызвал столько возмущения со стороны бывших компаньонов: «Мы не хотели сделать кому-то сюрприз, хотя сейчас мы знаем, что это именно так. Мы глубоко сожалеем».

Теперь же для стабилизации финансового состояния германского предприятия, как считают в GM, потребуется участие всех акционеров. И это участие в первую очередь должно быть денежным. «Реструктуризация Opel, проводимая для обеспечения долгосрочной устойчивости компании, требует участия и финансовой поддержки от всех заинтересованных лиц, включая сотрудников и правительства, -- говорится в сообщении GM Europe, распространенном в пятницу. -- Мы продолжаем контактировать с правительствами по поводу наших планов в том же режиме, как это происходило с предложениями Magna, чтобы обеспечить надежную основу для успеха Opel». При этом руководство GM во главе с г-ном Хендерсоном отмечает, что могло бы справиться и без помощи европейских налогоплательщиков, если бы возникла необходимость, но предпочитает, чтобы европейские правительства приняли на себя часть рисков в сделке, так как план реструктурирования Opel, разработанный GM, столь же обширен, как и проект Magna.

Немецкое правительство не исключает возможной финансовой поддержки, однако пока никаких гарантий не дает. Ведь из-за неожиданного решения GM отказаться от продажи Opel отношение правительства Германии к концерну заметно ухудшилось. Г-жа Меркель подтвердила, что «решение будет, только если GM покроет львиную долю расходов на реструктуризацию». А это значит, что компания должна вернуть и промежуточный кредит. В Америке заявили, что погасят кредит до конца текущего месяца. Но Германия требует от GM еще и перспективного плана развития Opel и надеется, что GM уделит особое внимание своему дочернему концерну.

Как сообщило агентство Deutsche Welle, GM приняла уже решение перевести штаб-квартиру Opel из швейцарского Цюриха в немецкий Рюссельсхайм. «Этим шагом мы хотим укрепить позиции марки Opel и завода, где она производится», -- заявил представитель американского концерна в субботу. Однако через несколько недель GM собирается представить детальный план сокращения рабочих мест на немецких предприятиях Opel, что, несомненно, вызовет волну недовольства как со стороны профсоюзов, так и со стороны властей ФРГ.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром