|
|
N°210, 16 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конец вертикали спорта
Инициированный президентом России массовый исход чиновников с постов руководителей федераций по сути означает признание того, что у государства, пусть даже временно, нет возможностей щедро оплачивать личные спортивные пристрастия высоких начальников. Однако если государство научится финансировать разные виды и привлекать частные деньги не под политическое влияние покровительствующих чиновников, спорту будет только лучше.
23 ноября истечет месяц срока, который Дмитрий Медведев дал чиновникам на то, чтобы они перестали напрямую руководить спортивными федерациями. «Некоторое время назад я дал поручение правительству, администрации президента, которое касается людей, возглавляющих наши спортивные федерации, -- сказал президент 23 октября. -- Их должны возглавлять профессионалы! Люди, которые будут уделять своему виду спорта 24 часа в сутки. Необходимо работать, хватит штаны просиживать, проводить все время в командировках за границей. Чиновники пусть возглавляют попечительские советы федераций. Пожалуйста, в течение месяца приведите все в соответствие».
Как известно, первые чиновники начали возглавлять спортивные федерации еще при Борисе Ельцине, а в президентство Владимира Путина и вовсе появилось два основных типа руководителей федераций -- высокие государственные начальники и олигархи. Причем обе эти категории возглавляли общественные организации, каковыми юридически являются все спортивные федерации, по одной и той же причине -- из-за доступа к большим деньгам. Просто у чиновников был значительный лоббистский ресурс, а у олигархов -- собственные деньги, которые они были готовы тратить (или их заставляли) на определенный вид спорта.
Строго говоря, этот принцип ничем не отличался от принципа поддержки конкретных видов спорта в регионах. Нравится губернатору хоккей или футбол, есть у него финансовые возможности в виде работающих там олигархических структур -- и наступает расцвет. Уходит губернатор или заканчиваются деньги -- и на месте процветающей команды запросто может оказаться выжженная пустыня.
Кризис заставил пересмотреть роль руководителей спортивных федераций. Можно долго спорить, кто лучше во главе федерации -- бывший профессиональный спортсмен или чиновник с олигархом, человек «при деньгах» (у нас был опыт совмещения профессионализма и денег в лице главы Союза биатлонистов Александра Тихонова, едва ли этот опыт можно назвать успешным). Но это бессмысленный спор. В конце концов сейчас чиновники возглавят попечительские советы, то есть их функция осуществлять финансовое и политическое «прикрытие» федераций не изменится. Зато могут измениться сами возможности: кризис сделал беднее и государство, и олигархов. Если конкретный клуб в игровых видах еще можно содержать ради забавы, то работать на развитие целых видов, не считая денег и не думая об эффективности затрат, теперь станет гораздо труднее. Тем более что задача федераций не делать спорт бизнесом, а добывать стране медали на главных соревнованиях -- чемпионатах Европы, мира, Олимпиадах.
Сам по себе переход чиновников с постов руководителей федераций в попечительские советы не означает конца во многом искусственной вертикали спорта, сложившейся в России в годы шальных нефтегазовых сверхдоходов. Но распределение нефтедолларов в зависимости от крутизны начальника конкретной федерации в принципе не может быть эффективным и, главное, долговременным, стратегическим способом финансирования спорта высоких достижений. Этот спорт давно уже стал сложным конгломератом из бизнес-интересов, тренерских методик, битвы медицинских технологий и государственной политики.
Чиновник или олигарх во главе федерации -- вовсе не система построения конкретного вида спорта, это лишь примитивный способ конвертировать личные состояния или политический статус во временные финансовые преференции для такого вида. Разумеется, роль личности во главе федерации очень важна, но не менее важно, чтобы судьба спорта в России не зависела от места чиновника в политической иерархии и от его отставки с госпоста, равно как и от размера личного состояния олигарха. Руководитель федерации должен быть прежде всего профессиональным менеджером, умеющим выстраивать отношения с государством, со спонсорами, с тренерами и спортсменами, организовывать процесс подготовки будущих чемпионов.
У чиновников и крупных бизнесменов объективно нет времени уделять должное внимание «подшефным» видам спорта, они могут лишь создать в федерации более-менее эффективную команду управленцев. Чиновники важнее в прямом своем качестве -- для выработки политики государства в этой области, а бизнесмены -- как спонсоры, вместе с госфинансированием позволяющие развиваться большому спорту. А само наличие «большого человека» во главе федерации шансы спортсменов на медали не увеличивает.
Семен Новопрудский