|
|
N°106, 19 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Минск обиделся
Лукашенко не станет губернатором
Спикеры обеих палат белорусского парламента отказались ехать в Санкт-Петербург на открывающийся там сегодня международный экономический форум. Демарш последовал после вчерашнего совещания у президента Лукашенко, созванного специально, чтобы ответить на критические заявления Владимира Путина в адрес Минска на минувшей неделе. «У российской стороны нет желания двигаться в направлении единения двух славянских народов», -- заявил Александр Лукашенко. Теперь, по его словам, позиция России стала понятна. Президент впервые так резко высказался в адрес партнера по союзному государству. Белорусский лидер пообещал, что его страна не станет девяностым субъектом Российской Федерации, а хочет быть суверенным государством: «Никаким северо-западным или северо-восточным краем любого государства мы не будем».
Ответ Владимиру Путину президент Белоруссии обдумывал почти неделю. Главный вопрос, который обсуждается сейчас в Минске, -- идет ли речь о кардинальном изменении двусторонних отношений или заявления Путина можно считать недоразумением. Чиновники склоняются к тому, что это случайность. «Не думаю, что речь идет об изменении курса», -- считает глава белорусского представительства союзного исполкома Сергей Шухно. Бывший замминистра иностранных дел Андрей Санников полагает, что о пересмотре отношений говорить пока рано: «Возможно, высказывания Путина являются элементом торга, например ответом на позицию белорусской стороны по приватизации предприятий нефтехимического комплекса». А вот экс-премьер Вячеслав Кебич считает, что в отношениях России и Белоруссии начинается принципиально новый этап.
Многие наблюдатели отмечают, что «интеграционные игры», которые из внутриполитических соображений на протяжении нескольких лет вели обе стороны, заканчиваются. Россия четко дала понять, что никакое равноправное объединение со страной, несопоставимой по потенциалу, просто невозможно. А решиться на полное объединение с Россией и отказаться от суверенитета для жителей Белоруссии трудно -- многие хотят и того и другого одновременно. Что же касается Александра Лукашенко, то ему новая позиция России обещает большие проблемы. Как считает политолог Юрий Дракохруст, утратив лозунг интеграции, он теряет главный стержень своей политики, который ему нечем заменить.
Если в отношении Владимира Путина белорусские официальные лица все-таки проявляют сдержанность, то высказывания госсекретаря Союза Павла Бородина, еще недавно лучшего друга Минска, вызывают совсем уж яростную реакцию. Пал Палыч, чутко уловивший изменения политического климата, в телеинтервью назвал «чушью и билебердой» белорусский вариант Конституционного акта союза. Пора разобраться, «свое ли место занимает этот чиновник», немедленно заявил глава комиссии по международным делам и национальной безопасности верхней палаты белорусского парламента Николай Чергинец. По его мнению, заявление госсекретаря «говорит о его элементарной нескромности и недопонимании своей роли в интеграционном процессе». «Бородину пора понять, что он находится на должности, где каждое слово должно быть взвешено, и получает зарплату из казны двух государств», -- добавил г-н Чергинец. Более того, в Минске сразу заинтересовались, «куда делись несколько сот тысяч союзных денег», которые «болтались по коммерческим структурам». В свою очередь, замглавы администрации президента Белоруссии Леонид Козик, оскорбленный автор того самого текста, заметил, что Бородин «не понимает простых вещей: любая конституция, в том числе предполагаемый к принятию Конституционный акт, всегда находится над любым другим законом, принимаемым парламентом».
В общем, период мирного сосуществования в Союзе России и Белоруссии завершен. Остается выяснить, сменится ли он периодом «холодной войны» Москвы и Минска.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск