|
|
N°209, 13 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай нажал на газ
Власти Поднебесной хотят занять 10% мирового авторынка за счет экспорта машин и комплектующих
Китайские власти объявили вчера о специальных мерах по поддержке автомобильного экспорта. К 2020 году Поднебесная намерена занять до 10% мирового авторынка за счет экспорта своих автомобилей и их комплектующих.
Впрочем, о каких конкретно мерах идет речь, пока не уточняется. Известно лишь, что министерство торговли Китая и ряд других ведомств хотят довести объем экспорта автомобилей и комплектующих до 85 млрд долл. к 2015 году, что будет обеспечиваться наращиванием темпов роста экспорта до 20% в год. Власти Китая планируют переносить и технологии, инвестируя в автомобильные сектора других стран. Эксперты считают, что при нынешнем темпе китайской экспансии в мире такие цели вполне достижимы, но другие страны все равно будут активно защищаться от таких попыток.
Как известно, еще в январе этого года Китай вытеснил США с первого места в рейтинге крупнейших автомобильных рынков мира. В октябре же, по данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи автомобилей выросли на 72% к аналогичному периоду 2008 года и составили 1,2 млн штук. По данным Autodata Corp., за десять месяцев продажи автомобилей в Китае составили 10,9 млн штук против 8,6 млн в США. В прошлом году в США было продано 13,2 млн автомобилей, тогда как в 1998--2007 годах продажи в среднем достигали 16,8 млн автомобилей в год.
Китайское правительство в этом году выделило 4 трлн юаней (586 млн долл.) для поддержки экономики. «Продажи, весьма вероятно, продолжат расти в ближайшие месяцы благодаря действиям правительства», -- считает аналитик пекинской Guotai Junan Securities Co. Чжан Синь, слова которого приводит Интерфакс.
По мнению аналитика «КИТ Финанса» Артема Лаврищева, потребности развивающихся стран в недорогих китайских машинах в ближайшие годы будут значительными. «В то же время перспективы инициатив китайских властей по завоеванию мирового рынка пока очень отдаленные, ведь внутренний спрос и в Китае достаточно сильный, а правительства других стран, как только почувствуют реальную угрозу, могут ввести ряд протекционистских мер по защите собственных авторынков», -- считает эксперт. Да и несмотря на более низкие цены, чем у европейских производителей, китайские машины пока значительно уступают им по качеству.
Улучшению качества производимых в Китае машин может способствовать покупка европейских автопроизводителей, говорит аналитик «Тройки Диалога» Михаил Ганелин. И такие примеры уже есть. Так, американский концерн Ford всерьез рассматривает возможность продажи марки Volvo китайской автомобилестроительной компании Geely Automobile Holdings, называя ее главным претендентом. Китайские автомобилестроители намерены не только приобрести Volvo, но и наладить производство новой модели этой марки. В случае заключения сделки Geely, базирующаяся в провинции Чжэцзян на востоке страны, построит линию по выпуску внедорожника Volvo XC90 в провинции Гуандун. Стоимость предстоящей сделки пока не сообщается, но, по оценкам экспертов, она превысит 3 млрд долларов.
Кроме того, ранее интерес к немецкому активу General Motors -- компании Opel -- проявлял китайский автопроизводитель Beijing Automotive Industry Corp. (BAIC). Его заявка была отклонена, но это не помешало американской корпорации продать свой бренд Hummer китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery за 150 млн долларов.
В условиях мирового финансового кризиса, когда в США, Японии и европейских странах автопроизводители терпят значительные убытки, китайский рынок действительно становится главным спасением из-за его колоссального спроса. Вчера стало известно, что германский автопроизводитель BMW намерен усилить свои позиции в Поднебесной, построив там новый завод по производству автомобилей класса «люкс», сообщило агентство Bloomberg. Это будет уже второе предприятие компании на территории КНР, его мощность составит 100 тыс. автомашин в год, а строительство начнется в 2010 году. Первый завод, открывшийся в Шэньяне в 2003 году, производит автомашины BMW третьей и пятой серий. «Решение построить второй завод говорит о том, что мы инвестируем в наше будущее в Китае и хотим принять участие в быстром росте китайского рынка», -- заявил вице-президент BMW Brilliance Automotive (совместное предприятие BMW и Brilliance China) Фридрих Эйхинер. Наиболее активного повышения продаж BMW ожидает именно в Китае, который является ее основным рынком в Азии.
Глава крупнейшего европейского автопроизводителя Volkswagen AG Мартин Винтеркорн в начале октября также уделил особое внимание роли таких крупных развивающихся стран, как Китай и Индия, обширные ненасыщенные рынки которых могут послужить хорошим источником роста для мирового автопрома. «Мы надеемся на то, что Китай продолжит позитивную тенденцию. Мы будем продолжать инвестировать в расширение нашего бизнеса там», -- заявил он.
Ирина ЦЫРУЛЕВА