|
|
N°209, 13 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Это заявка на либерализацию образования»
Во втором по счету послании Дмитрия Медведева Федеральному Собранию довольно много (во всяком случае больше обычного) говорилось о реформе российского среднего образования. И, пожалуй, впервые в обращении главы государства к законодателям были озвучены конкретные предложения о том, какой именно должна стать «наша новая школа». Своими впечатлениями от «учебной» части президентского доклада с корреспондентом «Времени новостей» Михаилом МОШКИНЫМ поделились представители российского педагогического сообщества.
Александр АДАМСКИЙ, ректор института образовательной политики «Эврика», член общественного совета при Минобрнауки:
-- Действительно в послании президента небывало много внимания уделено проблемам школы. Я отметил бы следующие моменты. Во-первых, на мой взгляд, большим прорывом является то, что глава государства употребил слово «компетентность» по отношению к результату образования школьников. Впервые сделана заявка на то, что качественность, результативность образования будет определяться не только количеством выученных предметов, не только баллами, набранными на ЕГЭ, президент поставил задачу оформить представление о качестве как академических, так и внеучебных достижений. Это не риторические фразы о значимости воспитания -- президент прямо сказал, что будут введены мониторинг и комплексная оценка достижений учеников (особенно учащихся старших классов), их способностей с учетом выбора старшеклассниками будущей специальности. Второе, что произвело на меня сильное впечатление, -- упор на самостоятельность ребенка и автономность школы. Фактически это очень либеральная позиция в образовательной политике, и эта позиция, безусловно, мне импонирует.
Среди практических предложений, озвученных президентом, наиболее важно то, что обозначена поддержка преобразования школ в автономные учреждения. Это подразумевает отход от сметного характера финансирования. Также нельзя не обратить внимания на беспощадную критику системы педагогического образования. Одним из векторов образовательной политики должно стать преобразование педагогических вузов либо в центры подготовки учителей, или в факультеты классических университетов.
Предложение о трех часах физкультуры в неделю -- все-таки дань консервативному подходу. Но то, что были озвучены предложения о либерализации образовательного процесса, -- это очень серьезная заявка.
Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования №548 «Царицыно», член комиссии Общественной палаты по образованию и науке:
-- Когда нынешнее послание президента готовилось, многие обращали внимание на то, что едва ли не впервые власть обратилась к представителям общественности, чтобы узнать, что на самом деле происходит в тех или иных сферах. Педагогическая общественность не стала исключением, как следствие в президентском послании было сказано о действительно наболевших проблемах. Таких, например, как «многопредметность» в старшей школе и перегруженность старшеклассников. Важно и то, что президент учел вопросы, возникшие с введением единого госэкзамена. Как известно, Дмитрий Медведев сказал, что ЕГЭ должен быть основным, но не единственным и безальтернативным способом проверки качества образования.
Немаловажно, что была затронута тема отчетности -- очевидно, что наши школы страдают от мелочной опеки чиновников, от безумного количества отчетов и прочих бумаг, которые требуют от педагогов, и так задыхающихся от отсутствия времени. У меня такое ощущение, что с появлением электронных носителей и электронного документооборота количество бумаг не уменьшилось, а возросло в разы. Надеюсь, что теперь положение изменится к лучшему. В целом то, о чем говорил президент, безусловно отвечает и интересам государства, и интересам школы и семьи.
|