Время новостей
     N°209, 13 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2009
Машиномечта
Спасение программы «Народный гараж» дается мэрии с трудом
У исполнителей столичной программы «Народный гараж», которая в этом году, как рассчитывали в мэрии, должна была выйти на новый виток, судя по всему, вновь нет повода для радужных рапортов в мэрию о стремительно раскупаемых москвичами местах для хранения автомобилей. По крайней мере вчерашнее обращение руководителя департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко к журналистам с просьбой воздержаться от критики в адрес чиновников, пытающихся сделать доступными для горожан парковочные места, был похож на крик души. «Критиковать нас проще всего. Не надо заявок, что это «антинародный гараж», -- сетовал г-н Левченко на то, что критика только «отбивает руки» и вызывает желание «плюнуть на все и уйти».

Такую неожиданную реакцию чиновника вызвал вопрос корреспондента «Времени новостей» о том, не возникает ли у властей проблем с выделением площадок под строительство народных гаражей и просьба назвать конкретные адреса, где возводятся многоярусные паркинги «для народа». Не вдаваясь в детали на словах, представители департамента дорожно-мостового и инженерного строительства попросили помощников продемонстрировать журналистам слайд-шоу с изображением интенсивного возведения народных парковок. «Они уже строятся», -- утверждал начальник управления гаражного строительства и освоения подземного пространства департамента Виталий Крючков, указывая на мелькающие на экране картинки. Список же конкретных адресов, по его словам, представлен на официальном сайте ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы». По данным г-на Крючкова, в этом году из находящихся в работе 198 объектов программы должны быть сданы 162 народных гаража.

Как уточняется в официальном пресс-релизе департамента, на 121 участке строительства народных гаражей «ведутся наземные работы». Примечательно, что на сайте, на который ссылаются чиновники, действительно приведена карта города с адресным перечнем объектов долевого строительства народных гаражей. Однако статус большинства стройплощадок не определен. Согласно информации с сайта, всего лишь одна народная парковка в районе Отрадное Северо-Восточного административного округа столицы, рассчитанная на 428 машиномест, находится «в эксплуатации» и дошла до этапа «возведения фундамента». «Строящееся здание представляет собой открытый наземный отдельно стоящий четырехуровневый гараж-стоянку с эксплуатируемой кровлей и манежным хранением автомобилей», -- говорится в описании народной парковки по улице Римского-Корсакова.

Напомним, что и ранее московские префекты и строители сетовали на то, что развитие этой программы сдерживали земельные проблемы города. Сначала препятствием для строительства на месте дворовых плоскостных автостоянок многоэтажных гаражей стали ограничения на корректировку границ природного комплекса, затем еще и мораторий на точечную застройку. К тому же москвичи, не имеющие личного транспорта, возражали против появления в своих дворах «доступных гаражей», да и сами автовладельцы не спешили вкладывать средства в довольно дорогие машиноместа.

Сейчас, как заверяют чиновники, им удалось сделать программу строительства максимально доступной и привлекательной для жителей. По словам г-на Крючкова, стоимость одного места в народном гараже не превышает 350 тыс. руб., и оснований говорить о том, что в 2010 году цена вырастет, пока нет. Участники программы, как уверяют в мэрии, после первоначального взноса в размере 30% от стоимости могут гасить оставшуюся сумму в рассрочку. По данным департамента дорожно-мостового и инженерного строительства, сейчас договоры долевого участия в строительстве парковок подписали уже более 15 тыс. А заявок на участие в программе -- около 70 тысяч.

В условиях острого дефицита бюджетных средств и недееспособности крупных инвесторов на доверчивость москвичей и рассчитывают кураторы программы из мэрии. По крайней мере в профильном департаменте разрабатывается схема, которая позволит «обеспечить финансирование строительства до момента оформления с гражданами договоров долевого участия». Как говорится в официальном пресс-релизе, чиновники предлагают «на стадии оформления земельных участков в аренду между дирекцией и потенциальными участниками долевого строительства оформлять предварительные договоры, не предусматривающие оплату, но с указанием сроков строительства, стоимости машиноместа, места размещения в гараже и адреса объекта». А в качестве обеспечения по этим договорам дольщикам предложат открыть в уполномоченном правительством Москвы банке аккредитив в пользу дирекции или приобрести вексель.

Но на вопросы о том, удалось ли строителям сейчас решить все земельные вопросы, представители департамента дорожно-мостового и инженерного строительства отвечали уклончиво. Впрочем, судя по всему, процесс переговоров с владельцами машиномест на подлежащих сносу плоскостных стоянках идет трудно. По крайней мере, как заявил Александр Левченко, целесообразнее и дешевле было бы вместо предусмотренной в этих случаях денежной компенсации предоставлять места в «народных гаражах». Не исключено, что гаражные строители вздохнут свободнее после введения в 2010 году генплана Москвы до 2025 года и правил землепользования и застройки, которые регламентируют условия использования городской земли. По крайней мере, согласно планам гаражных строителей, на будущий год уже подобраны 423 участка, на которых планируется построить 142 тысячи машиномест.

Как рассказал «Времени новостей» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, несмотря на то, что в последнее время гаражное строительство действительно сдвинулось с места, «с земельными участками в Москве чрезвычайно плохо». «Все свободные участки в центре города и в жилищных массивах, которые проектировщики 70--80-х годов оставляли на случай американского пути развития ситуации с автомобилизацией населения, были ураганным темпом застроены жильем, офисами, торговлей», -- рассказал эксперт. При этом, по его словам, пропорции территорий, отводимых под транспортные нужды и жилье, «в Москве урегулированы откровенно плохо». И даже в новых градостроительных документах, по мнению г-на Блинкина, эти пропорции впрямую не прописаны. «Парковки -- это частный случай общего градостроительного дисбаланса», -- считает эксперт.

Юлия ХОМЧЕНКО