Время новостей
     N°209, 13 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2009
NET в смысле «Да»
Москве снова покажут Новый европейский театр
14 ноября в Москве начинается фестиваль Нового европейского театра NET-2009 (проходит при поддержке Министерства культуры, а главный партнер фестиваля -- Фонд Михаила Прохорова). Отметив в прошлом году свое десятилетие, теперь NET отмечает 20-летие падения Берлинской стены. Связь есть и прямая: NET с самого начала интересовался поколением молодых европейских режиссеров, начавших заниматься театром после падения стены. Собственно, это и был новый европейский театр -- возникший и существующий в условиях, когда большая история закончилась, а ее место заняли политика, скука и толерантность. NET-2009 посвящен, конечно, не самой стене, а человеку и миру, получившим после ее падения свободу, а вместе со свободой и абсолютную относительность.

Не случайно две точки, между которыми в некотором смысле выстраивается нынешний фестиваль, -- спектакли, повторяющие заклинания макбетовских ведьм: «Добро есть зло, зло есть добро». Во-первых, это интерпретация главной пьесы европейской драматургии, «Гамлета», заметным европейским режиссером литовцем Оскаром Коршуновасом, хорошо известным в Москве («Смерть Тарелкина» входит в репертуар театра Et cetera). В его черно-бело-красном спектакле, который будет показан 14 ноября, не столько мир сжимается до размеров театра, сколько театр растягивается до размеров мира: все действие происходит в актерских гримерках. «Нам остро необходим безжалостный самоанализ, чтобы мы могли понять мир, в котором мы живем, и свои поступки», -- объясняет режиссер свой замысел. «Гамлет» для Коршуноваса -- этапная работа: черновой вариант именно этого спектакля он показывал, когда получал в 2001 году премию «Европа -- Театру» в номинации «Новая театральная реальность».

Вторым как минимум заметным, а как максимум скандальным событием фестиваля должен стать спектакль бельгийского режиссера Яна Фабра «Оргия толерантности», произведший фурор на Авиньонском фестивале. Фабр, бывший несколько лет назад программным директором того же фестиваля, устраивает провокации не только на территории театра: он автор многочисленных инсталляций, завсегдатай Венецианской биеннале и художник, удостоившийся персональной выставки в Лувре. «Мы не удивимся, если случится скандал, -- говорит артдиректор NET Марина Давыдова. -- Это очень радикальное высказывание, сделанное к тому же в провокативной форме». Сам режиссер поясняет: «Ненависть к толерантности -- вот что такое «Оргия толерантности». Я человек, получающий удовольствие от фарса, от преувеличения, бурлеска». Спектакль, как следует уже из названия, указывает на опасность чрезмерной толерантности, свойственной современной Европе. Фабр создает картину Европы, которая стала терпима ко всему, в том числе и к самым чудовищным вещам. И хотя организаторы предупреждают о наличии в спектакле жестких сцен, Фабр имеет дело исключительно с театральными средствами. «Ничего более жестокого, чем есть в спектаклях Ромео Кастелуччи, вы не обнаружите», -- говорит Марина Давыдова.

Еще один спектакль, посещение которого не рекомендуется несовершеннолетним, -- «Калигула» болгарского режиссера Явора Гырдева, известного в России, только не в театре (хотя он уже приезжал со спектаклем «Человек-подушка»), а в кино. Его дебютный фильм «Дзифт» попал в программу Московского кинофестиваля и получил приз за лучшую режиссуру. Несмотря на то что на Гырдева обратил внимание Голливуд, режиссер продолжает работать в театре, что вообще характерно для новых европейских режиссеров. «Калигула» -- из его самых свежих работ.

Если «Оргия толерантности» -- самый заметный спектакль фестиваля, то самый камерный, пожалуй, «Великая война», что поставлен известным голландским театром «Отель модерн». Манеру этого театра можно отчасти сравнить с театром Дмитрия Крымова -- не режиссерским или литературным, а визуальным театром художника. На большом столе из опилок, петрушки и гвоздей будет выстроен фантастический ландшафт, который из лиричного природного пейзажа превратится в Восточный фронт первой мировой войны. Все изменения на сцене-столе фиксируются на камеры и проецируются на экран, а эта театральная кинохроника сопровождается документальным саундтрэком -- чтением фронтовых писем солдат.

Единственный пункт программы, напрямую связанный с событиями современной немецкой истории, -- «Руммельплац» Армина Петраса, поставленный на основе у нас не переведенного, но высоко оцениваемого литературными критиками романа Вернера Бройнига. Это своего рода театральный эпос: он охватывает довольно большой временной промежуток и рассказывает о жизни рабочих окраин со времени окончания второй мировой войны в Германии и фактически до возведения стены. Спектакль должен быть интересен и с актерской точки зрения: несколько ролей, в том числе и мужскую, в нем исполняет Регене Циммерман, игравшая Эмилию Галотти в одноименной постановке Михаэля Тальхаймера и уже приезжавшая на NET.

Еще три спектакля демонстрируют российский вариант нового европейского театра. Владислав Троицкий представит украинскую авангардную интерпретацию пьесы нового российского драматурга Юрия Клавдиева «Анна». Дмитрий Черняков -- оперу в трех действиях «Воццек» (премьера в Большом театре очень удачно совпала со временем проведения фестиваля). А Евгений Гришковец, являющийся талисманом NET, -- авторский спектакль «+1». В те дни, когда не будут показывать Новый европейский театр, будут читать новые европейские тексты, а один раз даже сыграют музыкальный перфоманс. Словом, до 27 ноября будет чем заняться.

Юлия ЧЕРНИКОВА
//  читайте тему  //  Театр