Время новостей
     N°209, 13 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2009
Куда поставить вторую ногу
Корреспонденты "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА и Наталья РОЖКОВА спросили у представителей экспертного сообщества, что надо сделать для политической модернизации России и насколько эффективны меры, предложенные в послании президента Федеральному Собранию.

"Единственно возможная модель -- демократическая модернизация"

Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

-- Президент высказался четко: единственно возможная модель -- это демократическая модернизация, о чем я не переставая твердил последние два года. При этом он четко пояснил, что речь идет о параллельной модернизации экономической, социальной и политической сферы. Раньше вокруг этого были споры, но президент и тут поставил точку. Также он отметил, что это должна быть практичная модернизация, направленная на повышение уровня жизни населения, конкурентоспособности и безопасности страны. Впечатляет именно этот не узкотехнократический подход, широта понимания проблемы, нацеленность на решение гуманитарных проблем. Медведев как президент по-новому видит качество общества -- через развитие информационных технологий, создание нового пространства, в том числе виртуального пространства, влезает в тонкие вещи, по которым профессионалы дискутируют, а тут есть определенность. В частности, он высказал в двух фразах развернутую концепцию: должна быть единая социальная карта, которая в будущем окажется соединенной с платежной системой. Единственное, что меня огорчило, -- отсутствие вопроса о гражданском воспитании в концепции школьного образования. Школа только развития способностей -- это необходимо, но недостаточно.

"Опорой Путина были силовики, опорой Медведева может стать общество"

Валерий ХОМЯКОВ, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

-- Говоря о модернизации, президент произносил это слово в самом широком смысле. Самое главное, что модернизация должна идти на основе ценностей демократии, все остальное из этого вытекает. Это, я полагаю, и есть стратегия президента. Больше всего меня впечатлили те изменения, которые будут сделаны в избирательном законодательстве на региональном уровне -- чтобы представленные в региональных парламентах партии не занимались в этих регионах сбором подписей. Кроме того, президент не очертил конкретных временных рамок, но отметил, что в будущем надо сбор подписей отменить вообще. Это позволит партиям больше времени уделять непосредственно политике, а не заниматься непонятным и никому не нужным делом -- собирать автографы.

Но важно, чтобы послание президента, его желание найти опору в обществе встретило соответствующий отклик от самого общества. Президент стоит одной ногой на старой системе и ищет точку опоры, куда поставить вторую ногу. Так и Путин стоял одной ногой в ельцинской системе, а второй точкой опоры для него стали силовики. Для Медведева второй точкой может стать само общество, простые граждане. С этим связано и изменение технологии подготовки послания, когда свои предложения могли направлять все желающие. По-моему, это впервые не только у нас, но и вообще в мире.

"Встает вопрос о качестве исполнителей"

Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:

-- Слова президента символизируют скорее динамику, а не модернизацию. Конечно, те шаги, о которых он сказал, не конечные. Важно, что Медведев отказался от публичной солидаризации с крайне спорными итогами выборов в Московскую городскую думу. Консервация этих итогов означала бы деградацию избирательной системы России. Важно, что Медведев предложил главам регионов обращаться с ежегодными посланиями к региональным парламентам. Важной является идея об отмене сбора подписей для партий на региональных выборах. С другой стороны, непонятно, почему это прозвучало как пожелание на будущее. Эту схему можно и нужно реализовать уже сейчас, никаких препятствий для этого нет. Снижение избирательного барьера на региональных выборах -- шаг позитивный. Но, на мой взгляд, в самом существовании барьера на выборах нет особенной необходимости.

Возможно, главная проблема в том, что зал больше аплодировал ожидаемым, популярным, но банальным идеям и хуже реагировал на инновационные подходы. А ведь это именно те люди, которые будут реализовывать послание. В прошлом году по итогам послания президента мы увидели, что часть его предложений, например об участии общественных организаций в муниципальных выборах, были фактически дезавуированы в ходе принятия соответствующих законов. Здесь встает вопрос о качестве исполнителей.

В этом послании намечены скорее направления, а не обозначен конкретный план шагов. Безусловно, это шаги в сторону рационализации политической жизни. В отличие от прошлого года они не сопровождаются неоднозначными идеями вроде увеличения сроков полномочий президента и парламента. Многие идеи открыты к интерпретации. Например, я подозреваю, что защита Михаила Ходорковского будет апеллировать к словам Медведева об ответственности за экономические преступления и необходимости переосмыслить политику государства в этой области. Медведев дал сигнал, что проблема существует. Но последуют ли за этим изменения судопроизводства по экономическим делам и будут ли скорректированы прежние резонансные дела, неизвестно.

"Не думаю, что Медведев сторонник решительных мер"

Алексей МАКАРКИН, вице-президент Центра политических технологий:

-- Президент призвал к такой либерализации политической системы, при которой она сохранила бы стабильность и управляемость. Изменения в избирательном процессе, о которых он сказал, вполне вписываются в такую либерализацию. Его задача состоит в том, чтобы сделать систему еще более стабильной: чтобы оппозиция или квазиоппозиция признавала результаты выборов, не уходила из зала заседаний Госдумы. Многие предложения президента -- то, о чем говорили оппозиционеры. Это касается и пятипроцентного барьера на региональном уровне, и вопроса электронного подсчета голосов, и отчеты губернаторов перед законодателями. Я не думаю, что Медведев сторонник каких-то более решительных мер. Для него стабильность является достаточно высокой ценностью. Но это общая ситуация в России. Каждый российский модернизатор, реформатор действует как представитель государства.

"Главное -- зафиксировать курс"

Оксана ГОНЧАРЕНКО, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:

-- Главная цель документа -- определить стратегические приоритеты развития на ближайший год, то есть обозначить проблемы, над которыми будут работать. А список конкретных мер может быть уточнен, главное -- зафиксировать курс. Ключевой момент, на мой взгляд, -- внедрение современных технологий в самые разные сферы жизни. Более того, президент отметил, что надо стремиться самим производить технологии, что означает повышение конкурентоспособности российской экономики в целом. Если есть современные технологии, страна приближается к лидерам, если нет -- субсидии и дотации качественного прорыва обеспечить не могут. Цель модернизации -- создание качественно новых условий для жизни людей, для чего необходима в том числе модернизация экономики. Однако также необходимы и инвестиции в человеческий капитал -- это необходимая составляющая, без которой сугубо технологическая модернизация не имеет смысла. Эффект будет только от сочетания этих двух параметров. Кроме того, в политической области имеют немалое значение предложенные реформы в избирательное законодательство. Причем, речь идет в первую очередь о выборах регионального уровня. Это совершенствование электоральной системы выглядит очень логично: в прошлом послании были обозначены реформы на федеральном уровне, а теперь -- на региональном.