Время новостей
     N°209, 13 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2009
«Создавать новые системы контроля не придется»
Минздравсоцразвития готовится перенять функции Федеральной налоговой службы
Глава Пенсионного фонда РФ (ПФР) Антон Дроздов и председатель Фонда социального страхования (ФСС) Сергей Калашников на днях подписали соглашение о совместном проведении с января 2010 года выездных проверок плательщиков страховых взносов -- с 1 января 2010 года они заменят в России единый социальный налог (ЕСН). В интервью обозревателю «Времени новостей» Андрею СУСАРОВУ директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития Сергей АФАНАСЬЕВ рассказал, что ПФР и ФСС смогут заняться тем, до чего не доходили руки у Федеральной налоговой службы (ФНС). Он уверен, что замена ЕСН страховыми платежами сделает государственную социальную систему более справедливой, оперативной и эффективной, причем без ужесточения карательных санкций.

-- Часто говорят о справедливости равных для всех подходов к взиманию страховых платежей, если равны права на социальную поддержку. Не могли бы вы привести примеры нарушения правил социальной справедливости при нынешнем порядке взимания ЕСН?

-- Объем отчислений в Фонд социального страхования от сумм единого налога на вмененный доход и налога по упрощенной системе в два-три раза меньше объема выплат пособий, производимых застрахованным лицам, работающим в таких организациях или у индивидуальных предпринимателей. Прежде эти выплаты фактически дотировались за счет прямого ограничения размеров пособий «высокооплачиваемым» работникам. С 2010 года эта несправедливость будет устранена, а размер пособий станет определяться заработком, на который начисляются страховые взносы. С 2011 года «льготные» категории налогоплательщиков будут уплачивать эквивалентные страховые взносы для пособий своим работникам.

Такая же диспропорция наблюдается и для отчислений на обязательное медицинское страхование. За работников «упрощенцев» и «вмененцев» производимые платежи втрое ниже стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на душу населения. Оказание медпомощи им фактически дотируется из региональных бюджетов за счет сумм платежей на неработающее население -- детей и пенсионеров.

То же самое можно сказать и об отдельных категориях работников, за которых работодатель уплачивал ЕСН по пониженной ставке или был вовсе освобожден от уплаты налога, зачисляемого во внебюджетные фонды.

Таким образом, мы реализуем на практике главные условия страхового принципа социального обеспечения, согласно которым социальные гарантии прямо пропорциональны страховым взносам, а равенство прав подразумевает и равенство обязанностей.

-- Не получится ли так, что фискальная нагрузка в связи с отменой ЕСН увеличится как раз на те категории бизнеса (индивидуальных предпринимателей, малый бизнес), которым легче всего увести доходы в тень и которые труднее всего проверить?

-- Малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям уже практически нечего уводить в тень. Средняя зарплата у плательщиков единого налога на вмененный доход и перешедших на упрощенную систему налогообложения вдвое ниже средней зарплаты в стране. Из 12 млн человек, занятых в этом секторе, приблизительно 8,5 млн имеют официальный заработок на уровне минимального размера оплаты труда (4330 руб.). Проверять такие доходы легко, а уводить в тень бессмысленно.

-- Критики перехода от ЕСН к страховым платежам говорят, что для их администрирования Пенсионному фонду и Фонду социального страхования придется создать еще две налоговые системы. Насколько увеличится численность сотрудников ПФР и ФСС в связи с передачей им функций по сбору страховых платежей? Предполагается ли переход в фонды части персонала ФНС?

-- Создавать новые системы контроля не придется. ФСС в течение всего времени существования единого соцналога продолжал контролировать уплату взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходы по оплате листков временной нетрудоспособности и выплате иных пособий, идущих в зачет сумм ЕСН. С 2010 года фонд просто восстановит полноценный контроль в этой сфере, без дублирования функций налоговыми органами.

Похожая картина и в Пенсионном фонде. Пятая часть его работников, то есть примерно 20 тыс. человек, продолжала в последнее десятилетие осуществлять персонифицированный учет страховых взносов и выполнять часть функций по контролю за их уплатой, в том числе взыскивала суммы недоимок в судебном порядке. Ничего нового для ПФР в системе контроля не прибавится, но так же, как и в ФСС, будет ликвидировано дублирование соответствующих функций налоговыми органами.

Решение об увеличении штатной численности ПФР (в 2010 году -- на 5 тыс., в 2011-м -- еще на 5 тыс.) действительно принято (сейчас в ПФР работают около 130 тыс. человек -- Ред.). Оно обусловлено поэтапным переходом на ежеквартальный персонифицированный учет прав застрахованных лиц (сейчас -- раз в год): со следующего года учет будет осуществляться раз в полгода, с 2012 года -- ежеквартально, одновременно с предоставлением отчетности по уплате взносов страхователями.

Персонифицированным учетом платежей на обязательное социальное страхование налоговые органы никогда не занимались и не предполагали осваивать эту ресурсозатратную технологию. Но для страховой системы, основанной на принципе эквивалентности взносов и выплат, она чрезвычайно важна, так как позволяет избежать растягивания периода между уплатой страховых взносов и перечислением этих средств на счет застрахованного лица. Прежде этот процесс мог длиться больше года.

Персонал ФНС как таковой никуда «передаваться» не будет. Квалифицированным работникам найдется работа. В частности, налоговые органы будут администрировать задолженность по ЕСН, которая накопилась за 2001--2009 годы.

-- Сейчас главным толкователем правоприменения налогового законодательства является Минфин. Готов ли Минздравсоцразвития взять на себя аналогичные функции относительно страховых взносов? Не возникнет ли конкуренция между министерствами при толковании схожих правовых коллизий?

-- Действительно на Минздравсоцразвития возложены функции по разъяснению норм законодательства о страховых взносах. На Минфин таких полномочий никто не возлагал, и предмета для возникновения коллизий нет, особенно если учесть упразднение ЕСН с 2010 года.

Другой вопрос, что для удобства плательщиков в законодательстве о страховых взносах максимально воспроизведены нормы, применяемые для начисления и уплаты ЕСН. Принципиальное отличие -- это упразднение регрессии (при определении размера платежа. -- Ред.) и включение в базу для начисления страховых взносов сумм тех выплат, которые производятся работнику за счет прибыли организации.

С учетом этих особенностей ранее данные разъяснения Минфина и ФНС России будут в основном применимы и к уплате страховых взносов -- «революций» ожидать не следует.

-- Не предполагается ли вносить в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях в отношении страховых платежей статьи, аналогичные тем, которые действуют в отношении налоговых правонарушений?

-- Ответственность за уплату страховых взносов и соответствующие санкции закреплены в законодательстве о страховых взносах. Неукоснительное соблюдение законодательных мер и мониторинг ситуации гораздо важнее, нежели создание дополнительных карательных санкций. На наш взгляд, неотвратимое исполнение уже существующих норм органами фондов сделает необязательной разработку каких-либо специальных мер административной или уголовной ответственности.