Время новостей
     N°208, 12 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2009
Несанкционированный доступ
«Газпром нефть» начнет освоение иранских месторождений
Вчера между «Газпром нефтью» и Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) был подписан меморандум о взаимопонимании, который предусматривает разработку российской компанией нефтяных месторождений «Азар» и «Шангуле» с запасами 2 млрд баррелей нефти. И хотя объем инвестиций в проект пока не определен, эксперты отмечают, что доходы, которые можно будет извлечь из углеводородного сотрудничества с исламской республикой, окупят любые расходы.

Иранский рынок с его практически нулевой конкуренцией является исключительно перспективным. Причем не только в отношении добычи нефти и торговли нефтепродуктами, но и в части разработки газовых месторождений и строительства газотранспортной инфраструктуры. Однако эксперты отмечают, что поучаствовать во всех этих проектах удастся далеко не каждой российской НК.

Еще в 2003 году ЛУКОЙЛ совместно с норвежской Hydro начал участвовать в разработке указанных месторождений. Инвестиции в проект уже составили около 20 млрд долл., когда в 2007 году против Тегерана были введены санкции, и российской компании пришлось прекратить работу в исламской республике. После этого ни одной отечественной НК не удавалось попасть на иранский рынок, хотя попытки получить доступ к колоссальным богатствам персидских недр предпринимались неоднократно. В частности, и самой «Газпром нефтью», проявлявшей большой интерес к месторождениям «Северный Азадеган» и «Южный Азадеган» с запасами 150 млн тонн, которые в итоге достались китайской CNPC. Теперь наконец с Тегераном удалось договориться, и, как пояснили «Времени новостей» в «дочке» газовой монополии, за заключением меморандума должно последовать заключение контракта. И хотя согласно иранскому законодательству он может являться только сервисным и поэтому никак не отразится на показателях «Газпром нефти» по добыче или запасам, эксперты убеждены, что перед «Газпром нефтью» и другими госкомпаниями открываются исключительно выгодные перспективы. «Направление более чем перспективное. Прежде всего из-за огромного количества совершенно неосвоенных ресурсов. Кроме того, отечественные компании могут рассчитывать на традиционно лояльное отношение к российскому бизнесу со стороны иранских властей, налоговые преференции и почти полное отсутствие конкуренции», -- отмечает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. С ним соглашается и главный аналитик ИК «Калита Финанс» Андрей Ганган, по словам которого иранское направление может оказаться для отечественных нефтяников не менее успешным, чем иракское. «В Совете Безопасности ООН Россия и Китай занимают весьма лояльную по отношению к Ирану позицию. Это может способствовать такому же отношению к нашим компаниям, если, конечно, режим санкций против Тегерана не будет расширен», -- пояснил эксперт.

Однако как раз действие упомянутого режима международных санкций против Тегерана может несколько усугубить российско-иранскую углеводородную идиллию. Как пояснил Дмитрий Александров, выход на иранский рынок будет означать для любой российской компании ограничение возможностей на американском рынке. «Например, ЛУКОЙЛ вряд ли сможет поучаствовать в иранских проектах, поскольку таким образом поставит под удар свою сеть АЗС в США и своего партнера по бизнесу -- американскую Conoco. Совсем другое дело -- никак не связанные со Штатами госкомпании «Роснефть» и «Газпром нефть», -- сказал аналитик, добавив, что на иранском направлении есть возможность не только поучаствовать в разработке месторождений, но и поставлять нефтепродукты. «Хотя поставки того же бензина и будут иметь двойной дисконт по сравнению с европейским рынком, тем не менее останутся очень выгодными», -- отметил эксперт, добавив, что в Иран могут прийти не только нефтяные корпорации. Действительно, еще в феврале прошлого года Иран посетила делегация российской газовой монополии, однако тогда до заключения конкретных контрактов договориться не удалось. Тем не менее сохраняется возможность реализации массы проектов именно в газовой сфере. «Можно продавать сжиженный иранский газ. Хотя американский рынок для него будет закрыт, то, сколько можно на нем заработать в других регионах, в десятки раз превышает возможные доходы от американских продаж. Есть возможность и в реверсном режиме отправлять газ через Туркмению в Россию, строить инфраструктуру для поставок на Запад», -- прогнозирует эксперт. В то же время все аналитики указывают на нестабильность иранского режима и возможные негативные последствия этого. «Постоянные политические риски должны быть дисконтированы в издержках и бизнес-планах всех иранских проектов», -- поясняет Андрей Ганган. Впрочем, это, как и возможность повторения многочисленных недоразумений, связанных с бушерским проектом, похоже, не пугает российские компании. Так, глава «Газпром нефти» Александр Дюков уже заявлял о заинтересованности и в других иранских проектах, в том числе разработке месторождений «Шурум», «Дудру» и «Кух-э-Риг», запасы которых в случае достижения договоренностей будут поставлены на баланс компании.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ