|
|
N°106, 19 июня 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЮКОС пришел в Литву «всерьез и надолго»
Марафон по продаже акций Mazeikiu nafta завершился
Больше года потребовалось российскому ЮКОСу, чтобы его планы стать вместе с американской Williams совладельцем Mazeikiu nafta (MN) осуществились. И вот, кажется, поставлена последняя точка: вчера вице-президент ЮКОСа Михаил Брудно и его главный финансист Брюс Мисамор подписали с российской стороны пакет договоров по поводу купли-продажи акций литовского нефтеконцерна. В том числе и о приобретении только что зарегистрированных в Комиссии по ценным бумагам двух новых эмиссий MN, специально предназначенных для россиян. Речь идет о бумагах на сумму 58,2 млн и 131,8 млн литов. Выходит, что за каждую акцию номиналом в 1 лит ЮКОС заплатит по 1,44 лита. И это в то время, как на бирже в понедельник они шли по 0,68 лита. При этом ЮКОС будет платить в долларах -- в общей сложности 75 млн. Столько же составит кредит, который инвестируется в модернизацию предприятия и дается под 10% годовых сроком до октября 2006 года с правом пролонгации еще на шесть лет.
В результате продажи эмиссий капитал концерна поднимается с 517,5 млн до 707,45 млн литов. Одновременно правительство продаст 3,33% государственных акций Williams International, вследствие чего оба будущих партнера по бизнесу будут иметь по 26,85%, а у государства останется 40,66% акций Mazeikiu naftа.
Комментируя эти события, вице-президент ЮКОСа заверил, что концерн пришел в Литву «всерьез и надолго», и что он «не представляет такой ситуации, что акции MN будут перепроданы». Определенной гарантией этому служит, по его словам, взятое ЮКОСом обязательство в течение десяти лет снабжать Литву нефтью. В договоре предусмотрено, что в случае если один из партнеров пожелает избавиться от своей доли, он должен предложить их вначале MN. Причиной этому может быть отсутствие между ними взаимопонимания.
Вообще, никакого радостного оживления ни с той, ни с другой стороны в Литве по поводу затянувшейся сделки не наблюдается. Американцы держатся весьма настороженно. А министр финансов Литвы Даля Грибаускайте считает, что пойти на компромисс с ЮКОС их вынудила безысходность: если б не приход ЮКОСа, литовский концерн вынужден был бы объявить банкротство уже нынешней осенью. Сделка с ЮКОСом вселяет надежды, что концерн сможет сохраниться как предприятие и подготовиться к вступлению Литвы в ЕС. Министр считает, что ошибки, которые были совершены при заключении сделки с Williams в 1999 году, исправить уже невозможно, и правительство лишь пытается их смягчить.
Нечему особо радоваться и россиянам: по мнению г-на Брудно, MN сможет прибыльно работать не ранее 2005 года. Россияне получают предприятие, находящееся в крайне скверном состоянии: его убытки в прошлом году составили 268,7 млн литов. Планы же, утвержденные недавно собранием акционеров, предполагают прибыль лишь доналоговую: в этом году -- 98 млн, в следующем -- 118 млн, в 2004-м -- 155 млн и в 2005-м -- 211 млн долларов. Впрочем, при тех предварительных итогах, которые имеются в этом году, и эти планы кажутся чересчур оптимистичными.
Владимир СКРИПОВ