Время новостей
     N°208, 12 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.11.2009
Двое из десяти
Ровно через месяц Абхазия выберет президента и вице-президента
Вчера в Москве открылась научная конференция «Россия и Абхазия: история государственно-правовых отношений». С абхазской стороны организатором выступает Центр стратегических исследований при президенте республики, поэтому конференцию можно считать в некотором роде частью агитационной кампании -- вчера же официально истек срок регистрации кандидатов в президенты Абхазии, среди которых есть и Сергей Багапш. Выборы состоятся 12 декабря.

Удостоверения получили пять пар претендентов: в Абхазии выбирают президента и вице-президента. Сергей Багапш баллотируется на второй срок в паре со своим бессменным премьер-министром Александром Анквабом. Его главный конкурент по прошлым выборам президента Рауль Хаджимба пригласил в вице-президенты начальника своего штаба кампании 2004 года Василия Авидзбу. В паре с предпринимателем Бесланом Бутбой идет экс-министр внутренних дел Абхазии Асламбей Кчач, с ученым Виталием Бганбой -- его коллега, историк Давид Дасания, с главой абхазского морского пароходства Зауром Ардзинбой -- экс-глава Очамчирского района Хрипс Джопуа. Вопреки ожиданиям процесс определения пар не породил сенсационных альянсов.

Предыдущие президентские выборы в Абхазии прошли в два этапа. Победителя не смогли определить голосованием 3 октября 2004 года, и республика два месяца провела на грани гражданской войны между сторонниками двух фаворитов кампании -- Хаджимбы и Багапша. Первый считался кандидатом команды, сложившейся при прежнем президенте Абхазии Владиславе Ардзинбе, и фаворитом Москвы, но эти, казалось бы, сильные стороны сыграли с Раулем Хаджимбой злую шутку. Оказалось, что сложившимся порядком вещей многие недовольны, а чрезмерное вмешательство России в абхазскую политику и вовсе вызывает раздражение. Противостояние едва не переросло в полномасштабные столкновения, и чтобы избежать их, провели еще одни выборы в начале января 2005 года. На них главные противники вышли как пара кандидатов: Сергей Багапш -- в президенты, а Рауль Хаджимба -- в вице-президенты. Если бы не это соглашение, достигнутое в последний момент, Абхазия втянулась бы в длительный внутренний конфликт. А Россия автоматически рисковала лишиться миротворческого присутствия, которым так дорожила, и не исключено, что 26 августа 2008 года ей уже было бы нечего признавать в качестве независимого государства.

О том, что главные герои тех событий собираются вновь попробовать силы в политическом поединке, стало известно заранее: в конце мая 2009 года Рауль Хаджимба подал в отставку с должности вице-президента, а через несколько недель Сергей Багапш объявил, что готов бороться за второй срок. На этот раз Сергей Багапш -- действующая власть, а Рауль Хаджимба -- оппозиция. Естественно, президент находится в более благоприятных стартовых условиях. Его команда значительно улучшила абхазские макроэкономические показатели. При нем Абхазию признала Россия. Он развивает сотрудничество с Москвой. Правда, действующего президента критикуют за то, что его семья якобы имеет интерес в большинстве коммерчески привлекательных проектов в республике, и за то, что, придя к власти под лозунгом борьбы с коррупцией, команда Багапша ничего не может поделать с новой коррупционной системой. Но критика эта кажется мягче, чем та, что звучала в адрес власти в 2004 году: жить в Абхазии за последние пять лет точно не стало хуже.

Тем не менее август этого года показал, что у команды Багапша есть слабые места. В конце июля Сергей Багапш внес в парламент проект поправок в закон о гражданстве, согласно которому право претендовать на зеленый абхазский паспорт впервые получили грузиноязычные жители приграничного с Грузией Гальского района. Президент хотел интегрировать несколько десятков тысяч грузин в современное и демократичное абхазское общество. Но оппозиция обратила внимание, что законопроект внесен ровно накануне выборов, на которых именно паспорт Абхазии будет единственным основанием получить бюллетень. И заподозрила, что президент заботится не столько об интеграции гальцев, сколько об увеличении своей электоральной базы. 5 августа в Сухуми состоялся митинг, часть участников которого ворвалась в парламент и вынудила депутатов отложить поправки. Паспортизацию в Гальском районе отсрочили на период после выборов, а президент и его сторонники увидели, что у них есть оппоненты, готовые к решительным шагам.

Кроме того, по сравнению с 2004 годом за спиной Сергея Багапша нет такого широкого спектра единомышленников. В августе этого года уволился секретарь совета безопасности, влиятельнейший абхазский политик Станислав Лакоба, а еще раньше, в 2007 году, ушел, лишившись практически всего бизнеса в Абхазии, экономический советник Багапша Заур Миквабия. Именно он был одним из создателей партии «Единая Абхазия», которая вместе с общественными движениями «Амцахара» («Родовые огни») и «Айтайра» («Возрождение») выдвигала кандидатуру Сергея Багапша в прошлый раз.

На этот раз формально Багапш выдвинут лишь «Единой Абхазией», которая утратила значительную часть обаяния, пока старалась подражать партии власти России. Союз ветеранов грузино-абхазской войны 1992--1993 годов «Амцахара» поддерживает президента, но, кажется, не так демонстративно, как раньше. Кандидатом в вице-президенты Сергей Багапш назвал своего бессменного премьер-министра Александра Анкваба. Это, несомненно, талантливый организатор и надежный соратник президента. Хотя отношение к г-ну Анквабу и в самой Абхазии, и в Москве весьма противоречиво, если сравнивать его с другими кандидатами в вице-президенты, надо признать, что пара президента и премьера, пожалуй, единственная, где кандидат в президенты может реально опереться на своего напарника. Однако выглядело это решение все равно так, будто президенту больше не из кого было выбирать, хотя многие члены старой команды никуда не делись и остаются в «мобилизационном» резерве.

Тем не менее у Сергея Багапша есть, кажется, все шансы выиграть выборы. Правда, сделать это он должен в первом же туре и предельно убедительно, причем это означает не астрономический процент, а способность доказать, что бюллетени на всех без исключения участках посчитаны честно. Если речь зайдет о втором туре, оппозиционные кандидаты получат шанс сделать то, чего не сделали до сих пор, -- суммировать голоса.

Почти нет сомнений в том, что на втором месте окажется Рауль Хаджимба, который уже смог убедить сторонников из «Форума народного единства Абхазии», что оставался пламенным оппонентом Сергея Багапша все четыре года, пока работал с ним как вице-президент. Во время визита в Абхазию российского премьера Владимира Путина Хаджимба встретился с ним как лидер оппозиции и пытался реанимировать этот личный альянс, который так и не принес ему победы в прошлый раз. Правда, Владимир Путин, которому в силу личных качеств, вероятно, не слишком просто общаться с Сергеем Багапшем, буквально вырвавшим в прошлый раз победу у «промосковского кандидата», объявил оппозиционерам, что им следует стремиться к консенсусу с властью, а Россия будет работать исключительно с официальным Сухуми.

Так что сторонникам Рауля Хаджимбы следует надеяться скорее на местный протестный электорат, чем на поддержку России, где понимают, что после прошлогодней войны с Грузией взаимоотношения с Абхазией почти не зависят от фамилии ее президента. У нынешнего оппозиционного лидера тоже есть идейно близкое объединение ветеранов -- «Аруаа» («Воины»). Его прежний руководитель, герой войны 1992--1993 года генерал Владимир Аршба покинул ряды оппозиции. Год назад он стал военным советником Сергея Багапша, а совсем недавно -- главой абхазской миграционной службы.

На протестные голоса рассчитывают предприниматель Беслан Бутба и глава абхазского морского пароходства Заур Ардзинба, о возможном выдвижении которого в президенты газета «Время новостей» писала еще в сентябре («Абхазский дебют», 8 сентября 2009 года). Г-н Ардзинба вел переговоры с Раулем Хаджимбой, чтобы выйти на выборы парой кандидатов в президенты и вице-президенты. Такой дуэт, безусловно, усилил бы шансы обоих участников. Но он не состоялся, а отдельно г-ну Ардзинбе будет существенно труднее претендовать на «призовые места».

Зато можно почти не сомневаться, что все силы для решительной борьбы соберет Беслан Бутба, предприниматель, лидер Партии экономического развития Абхазии. До 2007 года он был депутатом абхазского парламента, но на последних выборах уступил сопернику в родном округе. Однако это не мешает ему рассчитывать на широкую поддержку тех, кого можно условно назвать «новой оппозицией», -- людей, которые не противостояли сторонникам Сергея Багапша пять лет назад, но успели накопить массу претензий к президенту в течение первого срока. Партия экономического развития считает, что сотрудничество г-на Багапша с Россией, с одной стороны, поверхностно и формально, и хорошо бы сделать его глубже, а с другой -- оно не всегда учитывает собственно абхазские интересы.

Примерно о том же говорят и другие оппоненты. Но альянс партии г-на Бутбы со старыми противниками президента, которые группируются вокруг Рауля Хаджимбы, пока так и не сложился. Г-н Бутба постепенно набирает популярность, вокруг него немало влиятельных предпринимателей и известных людей, например журналистский коллектив его телеканала «Абаза-ТВ». Но если второй тур все же состоится, Беслан Бутба скорее окажется среди тех, кто будет решать судьбу соперников, чем среди самих соперников. Хотя возможны и неожиданности -- с учетом того, что к Раулю Хаджимбе есть вопросы даже у его сторонников, а Беслан Бутба сравнительно новый энергичный лидер, который к будущим абхазским выборам получит реальный шанс оказаться среди главных героев. При условии, что карта Кавказа не претерпит до тех пор каких-нибудь неожиданных геополитических изменений.

Иван СУХОВ
//  читайте тему  //  Признание независимости Абхазии и Южной Осетии