|
|
N°207, 11 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«О славный час! О славный вид!»
Сегодня в Музеях Кремля открывается выставка к 300-летию Полтавской битвы
Двухчастная экспозиция «Генеральная баталия» развернута в выставочном зале Успенской звонницы и в Одностолпной палате Музеев Кремля. Она собрана фундаментально, тщательно. Изобилует ценнейшими старинными документами (многие -- премьерные), артефактами и изделиями великого ювелирного искусства. В подготовке участвовало 17 музеев, библиотек, архивов из Москвы, Санкт-Петербурга, Дрездена, Вены, Стокгольма и Копенгагена. Генеральный партнер проекта -- Внешэкономбанк.
В Одностолпной палате зритель будет вовлечен в вихрь исторических событий. В зале, оформленном в цвет мундиров русской и шведской армий (русская сторона и шведская поставлены «клин клином»: русский отдел цвета алого с зеленым «врезается» в шведское синее с золотом), располагается своеобразное собрание, совет главных действующих лиц баталии Полтавской. Видим портреты и вещи военачальников стран Северного союза (Россия, Польша, Дания, Саксония) и их неприятеля -- Швеции. В этом же зале монументальные живописные портреты царя Петра Первого и его супостата Карла XII. Они почти друг напротив друга. Правитель Швеции представлен простым воином. Минимум регалий и атрибутов. На портрете, присланном из Национального музея Стокгольма, запечатлел его в 1715 году офицер шведской армии Спарре. Создатели выставки таинственными голосами сообщают, что изображение шведского короля -- предзнаменование его трагической судьбы. Со стороны виска и до шеи видны густые следы красной краски. Словно предсказана здесь гибель шведского короля в 1718 году от ранения в голову в битве при осаде норвежской крепости Фредрикстен (как известно, во время Полтавской битвы 1709 года король Карл был ранен и скрылся под защитой небольшой кавалерийской части). В экспозиции в самом деле много подобных «красноречивых» экспонатов, часть из которых подлинные исторические открытия.
В Успенской звоннице глазам больно от триумфальных артефактов, свидетельств празднеств в честь победы россиян. Медали, парадное оружие, эрмитажные бронзовые бюсты Петра и Меншикова работы Бартоломео Растрелли, оттуда же привезенная модель триумфального столпа 1720-х годов в честь побед русских войск в Северной войне. Медночеканные барельефы Растрелли со сценами главных сражений войны разворачиваются по стволу колонны наподобие свитка. Великолепна и графика: древние карты с планом сражения, эскизы праздничных фейерверков, проекты триумфальных ворот...
Выставка -- достойная кода разных экспозиций полтавской темы в музеях России. Своеобразным музейным шедевром стал не только фундаментальный каталог выставки, но и диск, на котором можно увидеть полноэкранные изображения трофеев Полтавской битвы из собрания кремлевских музеев, научно-популярный фильм, каталожные статьи с иллюстрациями, интерактивные карты Полтавской битвы и Северной войны в целом, а также полистать книгу «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» (выпущенную в 1842 году в Санкт-Петербурге под редакцией А.В. Висковатова), послушать музыку петровского времени и даже поиграть в мультимедиа.
Подробный исторический разговор о Полтавской баталии и ее интерпретации в кремлевской экспозиции на страницах нашей газеты впереди. Чтобы быть к нему готовым, выставку читателям «Времени новостей» посетить рекомендуется незамедлительно.
Сергей ВАЛЕРЬЕВ