|
|
N°207, 11 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раздвоение льгот
Конституционный суд уравнял в правах всех «чернобыльцев»
Государство должно компенсировать вред, который оно причинило людям. Этот принцип должен учитываться властями при принятии ими решений в виде законов и разного рода нормативных документов. Так постановил вчера Конституционный суд РФ, изучив жалобу инвалидов-«чернобыльцев», которые, не успев встать в очередь на квартиру до 1 января 2005 года, согласно действующему законодательству лишись прав на получение жилья.
Заявление в КС РФ написали льготники Александр Жестиков, Петр Мягчило, а также судья Курчатовского районного суда Курской области Мария Звягинцева. Она рассматривала иск ликвидатора чернобыльской аварии Николая Литаврина к МЧС -- ведомство отказалось выдать последнему сертификат на квартиру. Судья, изучая данное дело, усмотрела несовершенство закона и, изложив свои сомнения, направила их в КС.
Формально в Конституционном суде рассматривали закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". И только в ходе заседаний выяснилось, что проблема в нормах не этого документа, а в положениях пресловутого закона №122-ФЗ (известного как «закон о монетизации льгот») -- именно им вносились поправки в нормативную базу, касающуюся «чернобыльцев».
Эти поправки, по сути, разделили участников ликвидации аварии в Чернобыле на две категории. В первую попали те, кто успел встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, во вторую -- не успевшие. И соответственно первые имеют право на жилищный сертификат, вторые должны ждать улучшения жилищных условий в порядке общей очереди льготников.
В заявлениях Жестикова, Мягчило и Звягинцевой отмечалось, что Конституция запрещает принятие законов, отменяющих или умаляющих права человека и гражданина, а данные поправки снизили уровень защищенности льготных категорий граждан. Кроме того, существующим законодательством исключается конституционный принцип равенства. Правда, и среди заявителей равноправия не усматривалось. Если Жестиков и Мягчило действительно нуждаются в улучшении жилищных условий, то Литаврин, как стало известно, продал свою двухкомнатную квартиру, чтобы получить статус нуждающегося. Но для Конституционного суда эти неоднозначности роли не сыграли. Он признал претензии заявителей обоснованными.
Ведь вред, причиненный гражданам во время чернобыльской катастрофы, связан с использованием государством ядерной энергии. А следовательно, государство должно принять на себя обязанность по предоставлению различных материальных компенсаций. И в этом случае не должно быть никаких ограничений: служил, пострадал -- имеешь право. И законодательная власть, по мнению КС, обязана не умалять, а сохранять и повышать достигнутый ранее уровень социальной защиты.
Поэтому оспоренные нормы признаны не соответствующими Конституции. И все решения, которые ранее были приняты по делам заявителей, теперь согласно постановлению КС подлежат пересмотру. То есть право на жилье Мягчило, Жестиков и Литаврин имеют. Когда же они его получат, не знает даже Конституционный суд.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург