В завтрашнем послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев должен огласить ряд положений, касающихся электорального законодательства и правоприменительной практики. Эти рекомендации придется учесть в своей работе Центральной избирательной комиссии, а с ней и всем остальным отечественным избиркомам. Напомним, что коснуться в своем послании темы выборов Дмитрий Медведев пообещал в ходе встречи с главой ЦИК Владимиром Чуровым после
демарша, устроенного парламентской оппозицией, которая осталась недовольна итогами региональных выборов 11 октября и дружно покинула одно из пленарных заседаний Госдумы. Тогда ситуацию удалось быстро стабилизировать, однако вопросы по организации выборов остались.
«Проблема совершенствования избирательной системы стоит на повестке дня», -- считает эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. По просьбе корреспондента «Времени новостей» она назвала основные «болевые точки» нынешней электоральной системы: проблемы обеспечения равного доступа партий к участию в избирательной кампании, особенно в ходе агитации через СМИ, а также параметры формирования региональных заксобраний. «Первые медведевские преобразования электорального законодательства, предложенные в послании Федеральному Собранию год назад, касались в основном федерального уровня выборов, -- напоминает г-жа Гончаренко, -- сейчас логичнее было бы перейти на региональный уровень, тем более что ситуация по стране неоднородная».
По мнению эксперта, президентские инициативы скорее могут быть облечены в мягкую форму рекомендаций субъектам федерации. «Речь может идти о смягчении условий участия партий в выборах, о снижении проходных барьеров, упрощении порядка сбора подписей, о более конкурентном и прозрачном агитационном процессе, о равном доступе партий к СМИ и телевидению», -- полагает эксперт. В частности, по ее мнению, президент может поднять «вопрос унификации общих принципов формирования региональных парламентов». Заксобрания субъектов федерации мало того что называются по-разному, они еще и избираются по разным системам (где-то только по партспискам, а где-то с участием одномандатников), с разными проходными барьерами и разным числом депутатов. По мнению г-жи Гончаренко, разномастные региональные Думы вполне могут быть приведены к единому знаменателю. Например, их численность может устанавливаться в зависимости от численности населения в данном субъекте федерации.
А вот независимый политолог Дмитрий Орешкин считает, что особой правки закона сегодня не требуется. «Электоральное законодательство в принципе совсем даже неплохое, -- отметил он в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Оно ухудшено в последние годы -- отменены выборы по одномандатным округам, введен семипроцентный барьер, усилена роль партийных списков, нельзя внести залог. Но главная проблема в правоприменительной практике. Нарушается процедура подсчета голосов, с участков удаляются избиратели, избирательные законы не выполняются».
Не исключено, что в послании главы государства будет поднята и тема так называемой «электоральной вертикали». Глава ЦИК Владимир Чуров, отбиваясь в октябре от нападок оппозиции, упоминал о том, что региональные избиркомы формально не подчиняются Центральной избирательной комиссии. А значит, ЦИК не может и отвечать за нарушения в конкретном субъекте федерации. Теоретически это можно использовать как повод установить подчинение региональных комиссий Центризбиркому. В свое время это пытался сделать предшественник г-на Чурова Александр Вешняков, но добился только того, что глава регионального избиркома и его секретарь стали назначаться по согласованию с ЦИК.
«Это проблема серьезная, на эту тему могут говорить, -- считает г-н Орешкин. -- По логике вертикали, Чуров должен командовать комиссиями и отвечать за них. Но прелесть вертикали в том, что она иллюзорна, и де-факто выборами командуют в Чечне -- Кадыров, в Татарстане -- Шаймиев, в Москве -- Лужков. Избиркомы считают так, как надо главам регионов, а Кремль вынужден торговаться с регионами, чтобы получить нужный результат».
В этих условиях формальное построение электоральной вертикали обеспечит ее управляемость лишь частично. Тем не менее контроль над избирательной системой будет иметь важное значение на президентских выборах 2012 года. Сейчас избиркомы подчиняются губернаторам, а губернаторы являются членами «Единой России», возглавляемой Владимиром Путиным. Так что для экспериментов над этой системой остается совсем немного времени. И не исключено, что Дмитрий Медведев постарается использовать его для того, чтобы приобрести собственные рычаги влияния на «министерство выборов».