|
|
N°211, 17 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Германия диверсифицирует, диверсифицирует, диверсифицирует...»
В результате прошедших 27 сентября выборов в бундестаг новое федеральное правительство Германии сформировано на основе коалиции Партии христианских демократов (блок ХДС/ХСС) и Свободно-демократической партии (СвДП).
О том, в каком направлении в ближайшие годы будет развиваться государственная политика Германии в области энергетики, «Энергии Европы» рассказывает координатор по энергетической политике фракции ХДС/ХСС в германском бундестаге Йоахим ПФАЙФФЕР.
Перед германской энергетической политикой стоят многогранные задачи. Растущему глобальному спросу на энергоносители противостоят ограниченность углеводородного сырья и вытекающий из этого рост цен на энергию. Сюда же следует отнести также и последствия для климата, обусловленные человеческой деятельностью, политическую нестабильность важных стран -- экспортеров нефти и газа, а также конкурентное соперничество на рынке энергии, обладающее потенциалом дальнейшего расширения.
Чтобы быть в состоянии дать ответы на эти вызовы, необходимо в равной мере преследовать три цели энергетической политики -- надежность снабжения, экономичность и экологическая переносимость.
Одним из первоочередных требований является необходимость повышения энергоэффективности. С этим понятием связывается представление о магистральном пути для достижения надежности энергоснабжения, конкурентоспособности и охраны климата. Германия и Европа должны более эффективно использовать сокращающееся сырье. Важность приобретает улучшение системной интеграции возобновляемых энергий. Политика должна в срочном порядке позаботиться о том, чтобы доставка энергии, получаемой при помощи возобновляемых источников, в энергетические сети была поставлена на более постоянную основу.
Тема эффективности использования энергии касается и модернизации жилого и общественного фондов. Приоритетом в этом секторе является продолжение капремонта зданий. Именно здесь сосредоточен огромный потенциал более эффективного использования энергии. Правительственная коалиция ХДС/ХСС и СвДП приняла решение о придании еще большей динамики программам поддержки. При этом к обоюдной пользе арендаторов и собственников жилья должны быть сокращены преграды в жилищном законодательстве, сдерживающие капремонт и энергетическую модернизацию. Помимо этого расширятся и возможности коммерческого теплоснабжения в жилищном секторе благодаря модифицированной системе контрактов. В ходе европейских переговоров относительно «Директивы по общей энергетической эффективности зданий» новое федеральное правительство будет обращать внимание на сбалансированность решения.
В сфере транспорта Германия будет продвигать более эффективные и альтернативные технологии привода. Исходя из этого, будет развиваться широкомасштабная и открытая для различных технологий стратегия мобильности и топлива, учитывающая все альтернативные технологии и энергоносители. В качестве краткосрочных мер ХДС/ХСС и СвДП делают ставку на оптимизацию сгораемых источников энергии для технологий привода и поддержку инновационных видов биотоплива. Для их использования будут обеспечены стабильные налоговые рамочные условия. С целью создания в средне- и долгосрочной перспективе альтернативы сгораемым энергоносителям необходимо наметить ориентиры по поддержке электроприводных автотранспортных средств с помощью всеобъемлющей программы их развития. Целью при этом является достижение Германией статуса ведущего рынка в сфере электромобильности и вывод на дороги миллиона автомобилей, работающих на электроприводе. В экспериментальных регионах пройдут апробацию перспективные, комплексные транспортные концепции.
Краеугольным камнем энергетической политики правительственной коалиции ХДС/ХСС и СвДП сохранится требование расширения видов использования энергии и источников их закупок -- то, что принято называть диверсификацией энергетического «коктейля». Призыв Уинстона Черчилля -- «Диверсифицируйте, диверсифицируйте, диверсифицируйте» -- актуален как никогда. Чтобы у Германии и Европы и в будущем сохранялась возможность обеспечить себе надежное, экономически обоснованное и чистое энергоснабжение, необходим широкий набор энергий. Этот «коктейль» должен охватывать все технологии -- возобновляемые энергии, традиционные энергоносители, а также ядерную энергию.
Именно в отношении последней в Германии ведется слишком много идеологически окрашенных дискуссий по основополагающим проблемам. Это не способствует достижению цели. Долгосрочной целью является достижение возобновляемыми энергиями ведущего удельного веса в энергоснабжении. На этом пути традиционные энергоносители будут непрерывно заменяться в «энергококтейле» альтернативными энергиями. Самым большим вызовом здесь является необходимость добиться того, чтобы возобновляемые энергии как можно скорее стали рыночным продуктом и были пригодны к накоплению. По этой причине существенная часть дополнительно генерированных прибылей от продления сроков действия атомных реакторов будет использована на исследования в области энергоэффективности, возобновляемых энергий, а также снижения цен на электроэнергию.
В первую очередь секторы теплоснабжения и транспорта в Европе еще в значительной мере зависимы от природного газа или нефти. Ввиду того, что собственные месторождения газа и нефти очень ограничены, Европа в большой мере нуждается в импорте. И тем не менее, чтобы обеспечить надежное и экономически эффективное снабжение энергией, Германии и Европе требуется диверсификация транспортных маршрутов, стран-поставщиков и энергоносителей. С этой целью новое федеральное правительство Германии делает ставку на внешнюю энергетическую политику, которая интенсивно сопровождает германские предприятия и крупные проекты в области инфраструктуры, такие, как газопроводы Nord Stream и Nabucco, закупки сжиженного природного газа, проект DESERTEC, позволяющий поставлять чистую энергию из пустыни Северной Африки.
Использование биомассы для производства энергии является еще одной возможностью для стабильного расширения «энергококтейля» и снижения эмиссии газов, вызывающих парниковый эффект. С этой целью нам необходимо сформировать такие рамочные условия, которые позволили бы экономично сбывать получаемый таким образом газ на рынке. К уже существующим инструментам поддержки (таким, например, как закон о возобновляемых энергиях) могут быть даны дополнительные стимулы, например, с помощью выделения квот на примесь биогаза, для инвестиций со стороны германских предприятий. Одновременно мы диверсифицируем наши энергоносители в секторе производства тепла, что позволит достичь большей независимости от зарубежных поставок природного газа.
Вопросам усиления конкурентного соперничества на энергорынке Германии новое федеральное правительство также уделит первостепенное внимание. Центральным элементом устойчивой энергетической политики является создание условий экономической конкуренции. Энергетический рынок с привлекательными и честными рамочными условиями ведет к значительному числу продавцов, источников закупок и энергоносителей и тем самым к конкурентоспособным ценам. Только там, где силы рынка откровенно дают сбой (например, в случае естественных монополий в сетевом секторе или профилактике изменений климата), государство должно исполнять свою регулирующую роль.
Для усиления конкурентного соперничества новое федеральное правительство учредит организацию, в задачи которой будет входить обеспечение транспарентности на рынке страны. Сфера ее компетенции будет сформирована таким образом, что она будет располагать всей информацией, с помощью анализа которой можно будет оперативно обеспечивать прозрачность ценообразования в торговле электричеством. Организация будет также устранять и барьеры, препятствующие конкуренции в трансграничной торговле электроэнергией.
Мы придадим новые импульсы рынку природного газа. С этой целью мы примем новую редакцию директивы о доступе к газовым сетям и тем самым облегчим доступ участников рынка к неиспользуемому газопроводному транспорту и мощностям хранилищ.
В рамках системы ЕС по торговле сертификатами на эмиссии углекислого газа предстоит постоянно подвергать анализу рамочные условия и реализацию на национальном уровне на предмет их достаточного соответствия конкурентоспособности в энергоемких отраслях промышленности Германии. Однако тема конкуренции затрагивает и потребителей. Они располагают правом менять предприятия, снабжающие их энергией, и тем самым вносят свой вклад в усиление конкурентного соперничества.
Энергетическая концепция коалиционного правительства ХДС/ХСС и СвДП будет сформирована не позднее следующего года. Этот документ обеспечит чистую, надежную и экономически оправданную энергию для Германии.
|