Время новостей
     N°207, 11 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2009
Нет юридического основания не выпить
Минтранс озабочен пьянством в воздухе
Высокопоставленные участники расширенной коллегии Минтранса вчера высказались за введение жестких антиалкогольных мер на воздушном транспорте. Отрезвляющий удар, по мнению чиновников, следует нанести как по злоупотребляющим пилотам, так и по безответственным пассажирам, поскольку угрозы безопасности полетов исходят и от тех, и от других. Правда, покинув трибуну, докладчики признавали, что уже сейчас власти аэропортов и экипажи воздушных судов имеют все полномочия, необходимые для обуздания пьющих граждан. А введение новых карательных мер в этом направлении с большой вероятностью будет противоречить конституционным нормам и федеральному закону о правах потребителей.

Вчерашняя коллегия Минтранса была посвящена текущему положению с безопасностью полетов в гражданской авиации России. Проблему «зеленого змия» поднял вице-премьер Сергей Иванов, открывший коллегию. Он призвал проявить строгость к пилотам, садящимся за штурвал не совсем трезвыми. «Считаю, что к лицам, допустившим употребление либо запрещенных медицинских препаратов, либо спиртных напитков накануне вылета, необходимо предельно жестко применять меры административного характера вплоть до увольнения», -- сказал г-н Иванов. Он отметил, что такие случаи отмечаются нечасто, но все же бывают. В своей речи вице-премьер не привел ни одного такого эпизода. Последнее из таких, получивших огласку ЧП произошло 10 октября на предполетном медицинском осмотре во Франкфурте-на-Майне. Немецкие врачи не допустили до полета летчика авиакомпании S7, обнаружив в его крови повышенное содержание алкоголя.

Сергей Иванов рекомендовал в таких ситуациях применять к выпившим летчикам «запрет на профессию», отбирать у них летные книжки, чтобы уволенные пилоты не могли устраиваться на работу в другие компании. Г-н Иванов также напомнил, что сейчас Госдума рассматривает законопроект, ужесточающий ответственность за управление воздушным судном в нетрезвом виде. Он сказал, что там среди прочих наказаний предусматривается запрет на управление воздушным судном на срок от двух до трех лет.

Правда, в ходе дальнейших дебатов стало известно, что в настоящий момент обсуждение закона против воздушных пьяниц в Думе застопорилось. Совет Госдумы во вторник принял решение перенести с этой недели на более поздний срок рассмотрение поправок в российский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающих усиление ответственности за нарушение норм авиационной безопасности. "Это решение обусловлено тем, что представленные в думский комитет по конституционному законодательству и госстроительству поправки требуют дополнительного обсуждения", -- сообщило агентство Интерфакс со ссылкой на аппарат профильного комитета. В частности, пока не сформировалось единое мнение по поводу поправки первого замруководителя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александра Москальца. Он предложил ввести в КоАП норму, согласно которой распитие спиртных напитков выше 12 градусов на борту воздушного судна влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб., сообщает Интерфакс.

Сергей Иванов вчера также высказался за увеличение штрафов за распитие на борту. «Что касается выпивох-пассажиров, то и в их отношении, на мой взгляд, наказание тоже нужно ужесточать", -- заметил Иванов. По его мнению, действующий штраф в 500 руб. «надо менять».

Замминистра транспорта Валерий Окулов в принципе поддержал старшего коллегу по кабинету министров и рассказал о других возможных формах наказаний, а именно черных списках нарушителей, которых авиакомпании отказываются в будущем видеть на бортах своих лайнеров. Однако, подчеркнул г-н Окулов, никакого юридического фундамента для применения черных списков в авиации сейчас не существует. В принципе такая практика может быть оспорена в суде как нарушение прав потребителя.

Михаил КУКУШКИН