|
|
N°206, 10 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из рода вон выходящие
В Нижнем Новгороде проходит Всероссийская генеалогическая выставка
В Нижнем Новгороде проходит VIII Всероссийская генеалогическая выставка. Первая после 1917 года состоялась в 2005-м. Устроители выставки полагают, что сейчас в нашей стране наблюдается генеалогический бум и что генеалогия вообще может стать новой национальной идеей.
У предков Путина фамилий нет
Четыре года назад безусловными хитами первой выставки стали ранее не выставлявшиеся генеалогические древа российских политиков -- Ленина, Сталина, Ельцина и Путина. Посетители той выставки могли узнать, что родословная первого президента России Бориса Ельцина прослеживается до некоего «сына Елцина (именно так -- без мягкого знака) Аники Сергеева», рожденного в 1726 году. Генеалогическое древо «отца народов» Иосифа Сталина не отличается особой пышностью. На фоне древ других известных политиков оно вообще смотрится каким-то саксаулом. Так, исследователи установили, что у Сталина был дед Вано Джугашвили и прадед -- некий Заза Дзукат-Дзукаев-Дзукашвили. На прадеде Сталина, собственно говоря, и заканчивается его родословная. Ни о бабушке, ни о прабабушке Иосифа Виссарионовича составителям ничего не известно. И тому есть объективные причины: в связи с политической ситуацией архивы Грузии закрыты для российских исследователей. Генеалогическое древо Ленина гораздо более пышное, нежели у Сталина. Что, впрочем, тоже понятно. На генеалогию Ленина работал в советское время целый научный институт. И сведения не обо всех родственниках вождя были общедоступны. Например, тот факт, что в роду Владимира Ильича были евреи, некоторое время тщательно скрывался от общественности.
Родословная Владимира Путина прослежена исследователями наиболее тщательно. Как следует из родословной нынешнего российского премьера, все его предки были крепостными крестьянами Тверской губернии и принадлежали сначала дворянскому роду князей Романовых, а затем князьям Апраксиным. Поскольку все без исключения предки премьера являлись крепостными, фамилий у них не было -- фамилии у крестьян появились только после отмены крепостного права в 1861 году. Фамилии крестьянам давались, только если те занимались так называемыми отхожими промыслами. В этом случае полиция была вынуждена выдавать им паспорта. Самый известный человек из рода премьера -- его родной дед Спиридон Иванович Путин (1879--1965). Как известно, он был поваром, который готовил, в частности, для Надежды Крупской и Иосифа Сталина.
Родословную Владимира Путина составили сотрудники Российского государственного архива древних актов. Исследователям удалось проследить 12 поколений этого рода, вплоть до конца ХVI века. Исследователи полагают, что в глобальном смысле все друг другу родственники и свойственники. Поэтому каждый россиянин может считать себя родственником (кровное родство) или по крайне мере свойственником (родство через мужа или жену) президента или премьер-министра.
Гвоздем VIII Всероссийской генеалогической выставки обещало стать древо нынешнего президента страны Дмитрия Медведева. Однако этого не произошло. «Во-первых, древо Дмитрия Анатольевича еще не закончено, -- говорит председатель нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций Татьяна Грачева. -- Кроме того, исследователь родословной президента, который занимался этим по польской линии родственников нашего главы государства, не дал согласия вывешивать его исследование на публике».
"Предки очень мстительны"
По словам Татьяны Грачевой, люди, интересующиеся генеалогией, чаще всего знакомятся через Интернет. И стараются привлечь внимание власти к бедственному положению российских архивов. Например, пару лет назад Союз возрождения родословных традиций провел выставку в Государственной думе. Из всех депутатов интерес к генеалогии проявил только Владимир Жириновский, который попросил повесить на выставке свое семейное древо. Однако затем сам же его и снял -- древо Владимира Вольфовича было оформлено на простом листе ватмана и заметно уступало в качестве дизайна тем, что были взяты в музейные деревянные рамы.
Как узнать свою родословную? Этим можно заняться самому. «Я знаю людей, которые специально покупают компьютер, чтобы заниматься исследованием своей родословной», -- говорит Татьяна Грачева. Иногда приходится искать годами. Подтвердить свою родословную в странах Западной Европы стоит очень дорого. У нас это удовольствие, если заказать поиск своих корней специалистам, тоже недешевое. «Если вам сразу назовут четкую сумму за ваше генеалогическое древо, может разворачиваться и уходить, потому что ни один уважающий себя исследователь никогда не скажет четкую сумму», -- говорит г-жа Грачева. Например, родословная только по одной линии, скажем по отцовской, от наших дней до первой российской переписи, произошедшей в 1710 году, будет стоить никак не менее 100 тыс. руб. Материнская линия -- еще как минимум 100 тыс. И то это если не углубляться в боковые побеги вашего генеалогического древа. А «в глубину» есть возможность дойти до ХVI века.
Многие люди желают изменить свою родословную, сделать ее более, так сказать, представительной. Соорудить фальшивое генеалогическое древо «по заказу» в принципе можно, и люди, готовые это сделать, находятся. Впрочем, специалисты не советуют фальсифицировать собственную историю. «Предки очень мстительны, -- убеждена Татьяна Грачева. -- Искажение истории собственного рода добра не принесет. Люди, например, иногда пытаются доказать, что какой-то их предок был дворянин. А когда они узнают, что на самом деле он был, допустим, священник, отказываются от своей затеи восстановить генеалогическое древо».
Есть и другие нюансы составления родословных. Например, когда-то в России было так называемое личное и потомственное дворянство. Первое можно было выслужить. Но для этого нужно было подать особое прошение властям. Однако, например, в конце ХIХ века подавали прошение на дворянство далеко не все, кто мог бы на него претендовать. Возможно, предчувствовали, что через некоторое время быть дворянином в России будет не просто непрестижно, но и смертельно опасно.
Хотя сегодняшние потомки таких несостоявшихся в свое время дворян думают совсем наоборот и всеми правдами и неправдами пытаются все-таки стать отростком дворянского рода. Это так называемые ассоциированные дворяне. Или скорее дворянки, потому что абсолютное большинство желающих приобщиться к дворянству -- женщины. А родство по женской линии не считалось основанием для предоставления дворянства. Вот и выходят из положения страждущие с помощью всякого рода ухищрений, среди которых и фальсификация генеалогического древа.
Сам себе шестиюродный брат
По словам Татьяны Грачевой, составление крестьянской родословной для нее гораздо интереснее, чем дворянской. С точки зрения поиска документов дворянские корни найти сложнее -- хотя бы потому, что дворяне не сидели на одном месте. Крестьяне же, как правило, жили на одном месте. А если куда и переселялись, то в ревизских сказках или купчих крепостях всегда отражалось, куда и кому помещики продали своих крестьян.
Огромного количества предков, число которых вроде бы должно увеличиваться по мере продвижения в глубь веков, ни у кого не получается. Потому что где-то на уровне пятого поколения, как правило, родственники женятся между собой. Существует прецедент, когда человек является сам себе шестиюродным братом.
Закон о персональных данных позволяет обнародовать данные о родственных связях тех или иных людей, которые умерли за 100 лет до нынешнего момента, то есть до 1909 года. Данные об этих людях во всех архивах находятся в свободном доступе. С другой стороны, никаких законов, касающихся собственно генеалогии, в России нет. Прежде чем выдавать родословные, нужно проводить историческую экспертизу, поскольку многие дворяне еще в царские времена фальсифицировали свои родословные.
В Союзе возрождения родословных традиций считают, что российское общество переживает генеалогический бум. И приводят в доказательство такой аргумент: если, например, четыре года назад на генеалогическом форуме в Интернете общалось примерно 3 тыс. человек, то сегодня количество доморощенных исследователей генеалогических древ, только зарегистрированных в Сети, перевалило за 50 тысяч.
«В России сегодня нет национальной идеи, а ведь наша страна всегда была очень патриархальна и семья для российского общества была главным стержнем, -- говорит Татьяна Грачева. -- Сегодня интерес к семейной истории огромен. Люди поняли, что семья -- это главное, и начали поиски своих корней».
Сергей АНИСИМОВ, Нижний Новгород