|
|
N°207, 11 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы не ищем контактов с НАТО, но готовы к сотрудничеству»
Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на днях на заседании Совета Россия--НАТО провел презентацию своей антинаркотической операции «Канал». Эта презентация была расценена как продолжение пока не очень успешных попыток ОДКБ найти контакт с Североатлантическим альянсом. О том, готова ли ОДКБ сотрудничать с НАТО и какова сегодня ситуация с наркотрафиком на центральноазиатском направлении, военному обозревателю «Времени новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказал генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай БОРДЮЖА.
-- ОДКБ не ищет контактов с альянсом, мы самодостаточная организация, у нас немало более насущных задач, которые требуют решения. В то же время ОДКБ готова к сотрудничеству с НАТО. Замечу, что на сегодняшнем этапе разговор о взаимодействии двух организаций начали именно на Западе, причем инициатором стал экс-советник президента США по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский. Его предложение об установлении контактов НАТО и ОДКБ на афганском направлении в противодействии прежде всего наркотрафику нашло отклик у нового руководства альянса. Отмечу, что генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен лично присутствовал на презентации «Канала».
-- Как это восприняли члены Совета Россия--НАТО?
-- Весьма заинтересовано. Тем более что немалая часть членов альянса -- США, Германия, Испания, Италия, Болгария, страны Балтии -- уже участвует в «Канале». И не один год. К примеру, Агентство по контролю наркотиков США активно работает в рамках нашего проекта с 2005 года.
Обсуждаемая тема никого не обошла стороной. По оценке ООН, распространение наркотиков в настоящее время -- одна из главнейших проблем безопасности цивилизации наряду с угрозами ядерной войны и экологической катастрофы. Этот феномен отнесен международным сообществом к разряду глобальных вызовов и угроз. Именно поэтому ОДКБ практически с момента своего образования одной из основных задач считает противодействие наркотрафику.
Наша организация объединяет государства не только Центральной Азии, членами ОДКБ также являются Россия, Армения и Белоруссия. Но именно центральноазиатскому направлению уделяется особое внимание в борьбе с наркоэкспансией в силу близости Афганистана. Стремительный рост производства наркотиков в этой стране позволяет с большой долей вероятности прогнозировать дальнейшее обострение обстановки, диктует потребность постоянного упреждающего реагирования со стороны нашей коалиции.
-- Прошло почти восемь лет с начала военной операции США и их коалиции в Афганистане. Как изменились там внутриполитическое положения и наркоситуация?
-- Они не только не улучшились, но кардинально ухудшились. Последние события в Афганистане, связанные с активизацией движения «Талибан», не дают нам надежд на то, что военный контингент станет противостоять распространению наркотиков. Их производство в Афганистане в 2008 году составило 7700 тонн опия-сырца, это более чем в 40 раз выше, чем в 2001 году, до ввода международных сил. Более того, у афганской наркоиндустрии появились лаборатории по производству особо чистого, «кристаллического» героина.
Выращивание, культивирование опийных культур и производство героина стало основой жизнедеятельности более 3 млн человек. Это почти 13% населения Афганистана. Только в провинции Гильменд за последние четыре года посевные площади увеличились в пять раз, а урожайность выросла до 50--55 кг опиума-сырца с гектара, превысив почти в два раза урожайность опия в странах «золотого треугольника». Согласно экспресс-оценке управления ООН по наркотикам и преступности, в 2008 году площади культивирования конопли в Афганистане увеличились еще на 18%, страна и по этому виду наркотика вышла на первое место в мире.
-- В средствах массовой информации антинаркотическая операция «Канал» упоминается довольно часто. Но никогда не говорится, как ее организуют, насколько она эффективна.
-- Активные фазы операции «Канал» инициируются, исходя из оперативной обстановки, координационным советом руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств -- членов ОДКБ и начинаются после соответствующих поручений президентов наших стран. Для управления операцией создается Международный координационный штаб из представителей компетентных органов государств -- членов организации, национальных и региональных межведомственных штабов, оперативных групп соответствующих министерств и ведомств государств -- членов ОДКБ.
Нам удалось достичь высокого уровня доверия между компетентными органами государств, что подтверждается, например, характером и содержанием представляемой на взаимной основе информации. Это прежде всего данные об установленных лидерах и активных участниках организованных преступных групп и сообществ, причастных к контрабанде наркотиков. К операции стали присоединяться другие страны -- Азербайджан, Афганистан, Германия, Италия, Испания, Иран, Пакистан, Китай, Латвия, Литва, Монголия, Польша, Румыния, Сирия, США, Туркменистан, Украина, Финляндия и Эстония, а также Интерпол, отдел стратегического полицейского сотрудничества ОБСЕ, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). К сотрудничеству в борьбе с наркотрафиком готовы даже те государства, которые не проявляют интереса к взаимодействию в вопросах обеспечения безопасности по другим направлениям.
С 2003 года, когда была проведена первая операция «Канал», изъято около 134 тонн наркотиков, 6638 единиц огнестрельного оружия, свыше 228 тыс. штук боеприпасов. Очередной этап операции мы провели с 22 сентября по 28 сентября нынешнего года. Речь шла о перекрытии каналов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на территорию государств евразийского региона и стран Евросоюза, созданию антинаркотических и финансовых «поясов безопасности» вокруг Афганистана. В оперативно-розыскных мероприятиях было задействовано почти 108 тыс. сотрудников правоохранительных органов заинтересованных государств, изъято более 28 тонн наркотиков.
-- Последняя операция проводилась по стандартному сценарию или есть отличия?
-- Впервые к операции широко были привлечены подразделения финансовых разведок государств -- членов ЕАГ. Они включились в поиск финансовой составляющей наркоиндустрии. С использованием их ресурсов была организованна проверка 347 физических лиц и 23 организаций на причастность к отмыванию наркодоходов, проведено расследование в отношении 40 фигурантов с целью документирования фактов их преступной деятельности. Выявлено несколько десятков подозрительных транснациональных денежных переводов между гражданами государств -- участников операции, которые, по предварительной оценке, могут быть связаны с доходами от наркоиндустрии.
-- При проведении операции «Канал» выявляются другие трансграничные преступления?
-- Наиболее показательно -- ежегодное изъятие огнестрельного оружия при попытке незаконного перемещения через границу, а в некоторых случаях и при попытке их применения.
-- Каковы перспективы «Канала»?
-- С 2008 года решением президентов государств -- членов ОДКБ «Каналу» придан статус региональной антинаркотической операции ОДКБ постоянного действия. Это позволяет более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки. Проводящиеся в срок до трех суток операции позволят объединять антинаркотические силы при наличии конкретной оперативной информации, эффективно проводить мероприятия по методу «международная контролируемая поставка наркотиков». Кроме того, общим замыслом охватываются и операции, проводимые силами двух и более государств.
-- Очевидно, что в трансграничных антинаркотических операциях не обойтись без международного сотрудничества.
-- ОДКБ заинтересована в развитии конкретных антинаркотических программ, мы призываем государства НАТО, ОБСЕ, ЕС, другие международные структуры не распыляться, а объединять усилия для отражения наркоэкспансии при консолидирующей роли ООН.
|