Известный российский эколог Андрей Львович Затока,
приговоренный 29 октября в Туркмении по сфабрикованному обвинению к пяти годам лишения свободы, отпущен на свободу. Это произошло 6 ноября в ходе рассмотрения кассационной жалобы по его делу в областном суде туркменского города Дашогуза (бывший Ташауз). Определением суда приговор 53-летнему экологу был заменен на штраф в сумму, равную 20 среднемесячным зарплатам в Туркмении, -- в тысячу деноминированных туркменских манатов, что приблизительно равняется 350 долларам.
Уже на следующий день, 7 ноября, Андрей Затока со своей супругой Евгенией в срочном порядке под давлением местных властей был вынужден покинуть Туркмению. В этой стране он прожил большую часть своей жизни, с 1982 года, когда приехал сюда вместе с женой после окончания Уральского университета, чтобы заниматься сохранением уникальной природной среды этой части Средней Азии. Уже днем Андрей и Евгения прилетели в Москву, где вчера с ними встретился обозреватель «Времени новостей».
Андрей был острижен наголо и пришел на встречу с таким же рюкзаком за спиной, с которым он ходил всегда по Дашогузу и в который он складывал купленные на городском базаре лепешки в тот злополучный день 20 октября. Именно там якобы «наступил на ногу» трижды судимому местному наркоману, что стало, по словам последнего, поводом для ссоры и нанесения ему гражданином Затокой «повреждения средней тяжести».
Теперь уже существует достаточно много убедительных свидетельств, что это была провокация, устроенная со стороны туркменских властей. Не все из них Андрей Затока готов представить уже сейчас, с приведением конкретных имен и фактов, но сделает это, если его оставшимся друзьям и коллегам в Туркмении будет угрожать опасность.
По словам российского эколога, своим освобождением он обязан в первую очередь двум факторам -- его готовности отказаться от туркменского гражданства в пользу российского (у Андрея Затоки, как и у большинства русскоязычных граждан в Туркмении, было двойное гражданство) и содействию российского МИДа. Так, во всяком случае, считает Евгения Затока, имевшая продолжительную встречу с одним из руководителей посольства России в Ашхабаде сразу же после вынесения приговора ее мужу. По ее словам, дипломат начинал беседу с ней как чиновник, но затем, услышав про подробности этого «дела», проявил человеческую заинтересованность.
В тот же день посольством была направлена нота в туркменский МИД, и после этого была назначена дата повторного рассмотрения дела в суде. Впрочем, Евгения Затока, присутствовавшая на суде (ее мужа там не было), называет это мероприятие больше похожим на цирк. Дело в том, что заседание началось с опозданием, поскольку на него забыли пригласить прокурора. Дальше все было разыграно как по нотам, прокурор требовал оставить приговор в силе, затем судья попросил посторонних выйти из зала, а потом, пригласив их назад, объявил, что с учетом смягчающих обстоятельств приговор заменяется на денежный штраф.
На выходе из суда Евгению Затоку остановил сотрудник миграционной службы и заявил, что она вместе с мужем должна в течение дня покинуть Туркмению. Тут надо добавить, что о готовности уехать из этой страны надеявшийся попасть под скорую, уже в декабре ожидаемую очередную амнистию в Туркмении Андрей Затока предупреждал в беседах с представителями министерства нацбезопасности сразу после приговора. Однако его жене туркменские чекисты откровенно дали понять, что все можно устроить гораздо быстрее, если супруги напишут заявление об отказе от туркменского гражданства.
В создавшихся обстоятельствах супругам ничего не оставалось делать, как следовать указаниям властей. В течение считанных часов 6 ноября Андрею и Евгении с помощью нескольких друзей, а также предложенных властями специально выделенных помощников пришлось собирать и упаковывать для погрузки в контейнер вещи. То, что не поместилось, пришлось раздать. Однако попытки местного начальства завладеть в тот же вечер ключами от пятикомнатной квартиры Андрея Затоки и его жены успехом не увенчались. На вечерний самолет из Дашогуза в Ашхабад они не успели, и им разрешили переночевать в собственной квартире. Квартира не была приватизирована, и хозяину ничего не останется делать, как оставить ее государству.
В шесть часов утра 7 ноября чету экологов забрали из дома и привезли в аэропорт, где заставили взять билет из Дашогуза сразу в Москву, разумеется, с пересадкой в Ашхабаде. В аэропорту имени Сапармурата Туркменбаши Великого туркменской столицы их ждала очередная порция издевательств. Здесь Андрею Затоку, который сам в свое время участвовал в борьбе с браконьерством и нарушением природоохранного законодательства, представители министерства по охране природы стали учить, как надо себя вести, вывозя принадлежащую ему живность за пределы страны. У него отняли несколько коллекций, даже те, что не имели никакого природоохранного смысла.
Так Туркмения лишилась, пожалуй, одного из последних профессионалов, последовательно сражавшихся за ее природу. Андрей Затока делал это так всегда, и сейчас, и десять лет назад, когда вступил в откровенный конфликт с туркменским природоохранным ведомством, позволившим открыть охоту на леопардов. Охота была сорвана, но после этого его запомнили...