Время новостей
     N°105, 18 июня 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2002
Станислав Ильясов: «Я приехал в Чечню с командой, печатью и компьютерами»
:
Ходят упорные слухи о грядущей реорганизации правительства Чечни, о том, что в Москве недовольны работой чеченского премьера, и о его скорой отставке. О сегодняшней ситуации в республике председатель правительства Чечни Станислав ИЛЬЯСОВ рассказал нашему корреспонденту Наталье ГОРОДЕЦКОЙ.

-- Полтора года вы во главе чеченского правительства. Что происходит в Чечне сегодня? В Белом доме в последнее время довольно осторожно отмечают «наметившийся поворот в лучшую сторону».

-- Между тем, что было полтора года назад, и тем, что есть сегодня, огромная разница, и народ это чувствует. Когда я приехал, ничего не было -- ни денег, ни финансовых структур, ни штатных расписаний. Одни долги были -- по пенсиям, детским пособиям, зарплатам. Я приехал с командой, печатью, компьютерами, мы сразу начали работать. Сегодня никаких долгов, мы за май, июнь, июль выдадим учителям зарплаты и отпускные -- деньги уже на счете республики. Чечня сейчас открыта, а тогда даже я, глава правительства, с трудом мог передвигаться по ее территории. Пошел транспорт, 120 автобусных маршрутов, ремонтируются дороги, связь, энергетика, нефтянка. Село заработало, социальные объекты заработали: бани появляются, парикмахерские, фотомастерские -- все сегодня пошло. Нет таких направлений, чтобы они не были охвачены, -- спорт, культура, ансамбли появились. Чечня зажила по-человечески, пошел мощный созидательный процесс. И программа восстановления есть, и бюджет -- 5,6 млрд рублей -- президент утвердил указом. Мы добавим миллионов 600 на милицию, соберем налогов около миллиарда -- примерно 7 млрд будет бюджет, а в прошлом году был 2,1 млрд. Разница есть? Есть. Уже начали считать бюджет на будущий год, чтобы не с колес работать.

-- Но многие официальные лица говорят о том, что процесс идет медленно.

-- Знаете, может быть, сделано и не так много, как хотелось бы. Но у тех, кто работает в Грозном, и тех, кто из Москвы приезжает, разное восприятие. Я чуть не заплакал, когда увидел первые автобусы. Здесь же такие условия -- и стреляют, и взрывают.

-- На вас были покушения?

-- Были. На совещании бомбу подложили. Хорошо, она сработала вбок. А если бы под нас с Кадыровым -- все остались бы там. По республике много езжу -- были покушения в дороге, на территории жилого городка гранатами закидывали, -- все есть. И вертолет глох в воздухе, и ДТП на дороге было, когда две колонны столкнулись.

-- Когда вы соглашались возглавить правительство, вы знали, на что идете?

-- Я Грозный до войны хорошо знал. Ведь я вырос всего в 115 километрах от него, в дагестанском Кизляре. Спортом в Грозном занимался. Уезжали мы всегда из Грозного: поезда в Москву отсюда ходили, самолеты Грозный--Москва. На рынок мы сюда ездили. Грозный раньше обеспечивался по первой категории: колбаса, сыр были. А в 67-м, 68-м, 69-м купить их -- целая проблема была. Рынок в Грозном самый лучший был, весь Союз ездил сюда за автомобилями. Одежда хорошая была.

-- Какое же впечатление было, когда вы сюда приехали полтора года назад?

-- Ужасающее. Все было разрушено. Еще я увидел, сколько надо сделать, я ведь не просто так приехал, а как председатель правительства. Может быть, всех этих масштабных разрушений и можно было избежать, не знаю, видимо, цена вопроса была другая. Так что я даже понимаю военных. Но теперь что говорить, анализом ведь никто не занимается. Главное, людей погибло много наших, российских. Были, конечно, и со стороны: арабы, группировки со всего бывшего Союза -- украинцы, белорусы, прибалты... Все, кто уходил от закона, находили прибежище в Чечне. Но теперь надо забыть все прошлое, не вспоминать даже людские потери -- они с обеих сторон есть. Надо смириться с этим.

- Но не все готовы смириться. Противостояние не закончилось, может, наверное, и война опять начаться?

- Снова все не начнется. Могут быть локальные вспышки, потому что есть люди, которые не могут успокоиться по разным причинам. Здесь и теневая экономика, и религиозный фанатизм, есть и чистый криминал. Этим надо заниматься. Потому мы и идем на усиление республиканских силовых структур: их численность по штатному расписанию будет 10 800 человек. У нас хорошее взаимопонимание с федеральными силовиками, мы отработали рабочий механизм. Есть приказ Генерального прокурора, есть приказ командующего объединенной группировкой, приказ министра МВД об увеличении срока командировки с трех месяцев до полугода. Идет обустройство прокуратуры, ФСБ.

- Но пока в республике ситуация такова, что беженцы из Ингушетии боятся возвращаться. Главным образом из-за проблем с безопасностью, как они сами говорят.

- Неправильно ставить вопрос так, что беженцы не хотят возвращаться, потому что боятся. Сегодня в республике живет почти 800 тысяч гражданского населения. Да, проблемы есть огромные, они и останутся, гарантировать, что все будет нормально, мы не можем. Бывает, что приказы начальства до низа, до рядовых, не доходят. Но мы добьемся, чтобы все приказы выполнялись, там все грамотно расписано, чтобы не нарушались права человека, чтобы для населения было меньше проблем. Сейчас это уже делается: уменьшается количество КПП, идет сокращение войск, останутся только те, кто в Чечне на постоянной основе. Договорились, что колонны военных будут сопровождать ГАИ, что грузы пойдут главным образом по железной дороге, чтобы не создавать напряженность на дорогах.

- Вам приходится договариваться с каждым ведомством отдельно? Как воспринимают ваши требования в Москве?

- Нас очень поддерживает руководитель оперативного штаба Николай Патрушев. На днях на заседании штаба мы определили перечень объектов, связанных с повышенной опасностью для населения - в плане экологии. Вместе с Санэпидеминспекцией, Минприроды разработали очень хорошую программу с цифрами, расчетами, на следующий год включаем ее в федеральную программу, чтобы деньги на нее были в бюджете заложены. Все просчитали по милиции, сейчас решаем вопрос с дополнительным финансированием. Будет работать местное население, оклады увеличим до среднероссийских - министр МВД этим занимается. По линии МЧС решили усилить пожарную службу, аварийно-спасательную. Все это будет финансироваться дополнительно, потому что обстановка в Чечне непростая. Просчитали пособия для безработных с учетом беженцев, которые вернутся. На пособия было выделено 250 млн рублей, получают их 60 тыс. человек. Теперь рассчитываем увеличить пособия до 450 руб., их будут получать около 100 тыс. человек, Минфин обещает выделить 535 млн рублей. Вообще у нас есть поддержка мощных федеральных структур, нет ни одного кабинета, где бы я не был услышан. Президент Путин помогает решать проблемы, когда нужна его помощь

- Какие например?

- По таможне были ограничения, их отменили, теперь товары растомаживаются прямо в Чечне. По выводу войск было решено, что выполнившие свою задачу должны уйти на места постоянной дислокации. По финансам президент помог решить проблемы. Создание банковской системы, квоты на переработку нефти, указ президента о собственности республики - мы получили школы, больницы, перерабатывающие предприятия. Бюджет Чечни был сформирован указом президента, он помог добиться того, что налоги у нас остаются, и теперь мы можем финансировать свои программы - молодежные, спортивные, малый бизнес, сельское хозяйство.

- Ходят слухи, что на финансовые потоки положили глаз глава Чечни Ахмад Кадыров и ваш заместитель Бислан Гантамиров.

- Пусть они хоть всем телом лягут, ничего не получится. За экономику, финансовую составляющую отвечает председатель правительства. Пока нет законодательного собрания, из-за ряда других причин будет работать такая схема финансирования.

- Но в Грозном как раз и говорят о том, что Ильясов дорабатывает последние месяцы и уходит в отставку, а премьером станет Бислан Гантамиров.

- Так вопрос не стоит. В Москве это пока не обсуждалось ни на каком уровне. Конечно, я работаю полтора года без отпуска и практически без выходных, так как в субботу и воскресенье, как правило, летаю в Москву - министерства и ведомства там, все утрясать надо, деньги опять же добывать. А дорога в Москву чуть ли не целый день занимает, ведь добираться приходится через Минводы или Махачкалу, там машиной или вертолетом, если через Моздок.

- И бытовые условия, мягко говоря, так себе.

- Я еще ничего живу, в вагончике, многим, кто в купе поезда живет, гораздо хуже. Но об уходе я пока не думал, хотя полтора года - это в Чечне немало.

Разрушения за период 1999--2000 гг.

1. Школы. Из 447 школ разрушено 227, из них полностью -- 38 зданий. Остальные школы имеют частичные разрушения или нуждаются в капитальном ремонте.

2. Вузы и средние специальные учебные заведения. В Чечне было 3 вуза и 11 заведений профобучения. Все здания разрушены полностью.

3. Медицина. Из 371 медицинского учреждения полностью разрушено 16, остальные имеют разрушения I, II и III степени.

4. Электро-, газо- и водоснабжение. Оборудование разрушено и разворовано по всей республике. Частично электро- и газоснабжение сохранилось только в трех северных районах -- Надтеречном, Шелковском, Наурском.

5. Жилье. Так или иначе пострадало 113 966 частных домов, из них полностью надо восстанавливать около 50 тысяч. В Грозном разрушено 38 725 домов, из них на 80--100% -- 30 980, на 50% -- 5590 домов. В сельских районах было всего 210 348 домов, пострадало 75 241, из них полностью разрушено 19 056 частных домов.

6. Культура. Театры, музеи, библиотеки в Грозном разрушены.

7. Дороги. Полностью или частично разбиты по всей республике артиллерией и тяжелой техникой.

8. Промышленность. Предприятия стройиндустрии, нефтепереработки, переработки сельхозпродукции разрушены в среднем на 60--80%. Источник -- правительство Чеченской Республики

Восстановление

1. Школы. Работают 382, в том числе типовых -- 172, в приспособленных зданиях -- 181, в арендованных помещениях -- 29. В зимних условиях готовы работать 73 школы.

2. Вузы. Университет работает в здании бывшего детсада в микрорайоне Грозного «Олимпийский», Нефтяной институт -- в здании общежития по ул. Ленина и здании бывшего нефтяного техникума.

3. Здравоохранение. Ремонтируются более 100 зданий. В Грозном есть 9 горбольниц, 2 СЭС, 2 стоматологических поликлиники, родильный дом, станция переливания крови, Дом ребенка, наркодиспансер, тубдиспансер, Центр гнойной хирургии, госпиталь инвалидов ВОВ. По районам -- 14 больниц, 6 врачебных амбулаторий, 1 СЭС, 50 фельдшерско-акушерских пунктов, 5 аптек.

4. Жилье. В 2001 г. сдано 2464 частных дома, в работе еще 1342 дома и около 300 тыс. кв. м муниципального жилья.

5. Электро-, газо-, водоснабжение. Электричество подано по постоянным или временным схемам во все районы, кроме Итум-Калинского, Веденского и г. Грозного.

Газ. Проложено и восстановлено 546,2 км газопроводов. Полностью или частично восстановлено газоснабжение в 11 населенных пунктах, на 70% территории Грозного. Вода. Введен Старосунженский водозабор в Грозном.

6. Связь. Отремонтированы АТС в Гудермесе, Ачхой-Мартане, Знаменской, Наурской, Ведено, Шелковской.

7. Промышленность. Сданы в эксплуатацию Аргунский и Гудермесский кирпичные заводы. Восстанавливаются сахарозавод, мясоперерабатывающий комбинат, цементный завод. Источник -- правительство Чеченской Республики

Беседовала Наталья ГОРОДЕЦКАЯ