|
|
N°205, 09 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрывоопасная реформа
Боснийские гаранты ничего не гарантируют
В Боснии и Герцеговине грядут кардинальные политические изменения, способные обострить ситуацию в этой бывшей югославской республике. 18--19 ноября в Сараево пройдет важное заседание руководящего комитета Совета по выполнению мирного соглашения. Этот орган, созданный в конце 1995 года, следит за реализацией договоренностей, достигнутых в ноябре того же года на американской авиабазе в Дейтоне и прекративших боснийскую войну. В его состав вошли представители России, США, Канады, Японии, Европейского союза и Организации Исламская конференция.
Заседания этого комитета проходят в боснийской столице два раза в год. Дипломаты обсуждают обстановку в стране, пережившей в 1992--1995 годах кровавый конфликт, и оценивают ход выполнения условий, поставленных международным сообществом перед боснийскими властями. Для многочисленных стран-гарантов подобное мероприятие -- время повышенной дипломатической активности и дискуссий о степени прогресса, достигнутого в послевоенный период.
Главный вопрос, вызывающий сегодня споры между Россией и ее западными партнерами, -- готова ли Босния и Герцеговина к сворачиванию международной администрации в лице Высокого представителя, обладающего исключительными полномочиями. Эти полномочия еще называются боннскими, поскольку одно из важных заседаний комитета, определившего их, прошло в 1997 году в германском Бонне. Они дают ему право отстранять от власти любых боснийских политиков и государственных деятелей, а также предлагать собственные решения.
Москва считает, что аппарат Высокого представителя (этот пост сейчас занимает австрийский дипломат Валентин Инцко) следует как можно скорее преобразовать в миссию спецпредставителя ЕС с непременной отменой боннских полномочий. «Было бы логичным срочно решить вопрос о прекращении мандата Высокого представителя», -- считает российский министр иностранных дел Сергей Лавров. По его мнению, исключительные полномочия этого представителя «уже стали тормозом на пути укрепления боснийской государственности»: «Нужно, чтобы сами боснийцы принимали суверенные, а не навязанные решения о том, как развивать свою внешнюю политику». Эти заявления Сергей Лавров сделал на днях после переговоров в Сараево со своим боснийским коллегой Свеном Алкалаем (на снимке).
Но Евросоюз пока не заявляет о готовности взять на себя «опеку» над постконфликтным государством. Ряд западных стран не склонны отказываться от услуг Высокого представителя, по крайней мере до окончания задуманной ими конституционной реформы в этой стране. Это дал понять также посетивший на днях Сараево глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд.
Грядущее заседание руководящего комитета будет иметь две особенности. Прежде всего оно пройдет в условиях набирающей обороты предвыборной кампании в Боснии и Герцеговине. Всеобщие выборы там намечены на октябрь 2010 года, но политическая борьба вокруг них уже обострилась. Но главное, это будет первая официальная встреча (на уровне представителей) стран -- гарантов боснийского мирного урегулирования с момента запуска США и Евросоюзом так называемого «бутмирского процесса». Бутмир -- это натовская база в районе международного аэропорта Сараево. В октябре этого года там прошли два совещания, поставивших вопрос о новом процессе реформ в Боснии и Герцеговине.
Ведь в 1995 году международное сообщество создало в Боснии и Герцеговине под своим контролем сложную многоуровневую государственную систему и тем самым установило относительный баланс между интересами боснийских мусульман, сербов и хорватов. Теперь, через 14 лет, Вашингтон и Брюссель взялись за реформирование этой системы. Цель -- выстроить «более эффективное государство», способное интегрироваться в ЕС и НАТО. Вашингтон и Брюссель выработали собственные предложения, касающиеся, в частности, работы коллективного президиума Боснии и Герцеговины, ее парламента и правительства.
Смысл поправок состоит в укреплении центральной власти и сокращении полномочий двух составных частей (энтитетов) страны -- Республики Сербской и мусульмано-хорватской федерации Боснии и Герцеговины. Но данная реформа является рискованным мероприятием для государства с этнической моделью власти, представляющего собой необычный союз двух фактически самостоятельных образований.
Позиции основных боснийских политических сил по вопросу конституционной реформы пока остаются несовместимыми. Два раунда переговоров, проведенных американцами и европейцами с лидерами семи наиболее влиятельных партий в октябре на военной базе Бутмир, результатов не дали. Боснийцы по разным причинам отвергли предложенные поправки.
Сербы заявляют, что не намерены поступаться преимуществами дейтонской системы. Хорваты по-прежнему требуют сделать населенные ими территории третьей составной частью Боснии и Герцеговины. А мусульманские лидеры настаивают на максимальной централизации страны. У некоторых политиков есть опасения, что в случае провала намеченных реформ и закрытия аппарата Высокого представителя вспыхнет кровопролитие в стране с населением в почти три с половиной миллиона.
Такой точки зрения придерживается, в частности, Сулейман Тихич -- лидер Партии демократического действия, правящей в мусульмано-хорватской Федерации Боснии и Герцеговины. Этот влиятельный политик, хорошо ладящий с американцами и признавший проект конституционной реформы «условно приемлемым», созывает накануне заседания руководящего комитета встречу со всеми участниками «бутмирского процесса». Она намечена на 12 ноября. Обращает на себя внимание, что ранее подобную встречу, только без участия западных представителей, попытался созвать Милорад Додик -- премьер-министр Республики Сербской. Но на его мероприятие почти никто не явился.
США и ЕС заявляют, что «навязанного решения» в вопросе конституционной реформы не будет. Однако они при этом подчеркивают, что без «бутмирского процесса» нельзя попасть в НАТО и Евросоюз. И поскольку боснийские власти очень туда хотят, то получается, что решение все-таки не будет свободным. Россия не участвует в «бутмирском процессе» и не поддерживает в таком виде идею реформы дейтонской системы.
Российский посол в Боснии и Герцеговине Александр Боцан-Харченко заявил «Времени новостей», что «конституционные изменения подспудно осложняют вопрос закрытия аппарата Высокого представителя». Дипломат сказал, что Москва не видит сейчас возможности «даже для косметических изменений» конституции, учитывая несовместимость позиций сторон: «У нас есть опасения, что будет использоваться нажим». «При всех трудностях Босния и Герцеговина -- демократическое государство. Уже прошли те времена, когда можно было сесть на военной базе и келейно договориться», -- уверен наш собеседник.
Юлия ПЕТРОВСКАЯ, Сараево