|
|
N°204, 06 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смутное пятно неизвестно чего
«Паранормальное явление» на московских экранах
История создания этого фильма более или менее всем уже известна: два года назад некий Орен Пели (в его фильмографии до того момента значилась только должность одного из программистов, работавших над видеоигрой NHL Xtreme) в собственном жилище в Сан-Диего за одну неделю и смешную по нынешним меркам сумму в несколько тысяч долларов снял псевдодокументальный фильм про молодоженов (Мика Слот и Кэти Физерстоун), которые переехали в новый дом и довольно скоро начали ощущать на себе «загадочное ожесточенное воздействие»: в этих стенах помимо законных хозяев явно обитает еще кто-то -- невидимый, но время от времени слышный и способный как минимум самостоятельно открывать и закрывать двери.
В какой-то момент диск с фильмом попал в руки не к кому-нибудь, а к Стивену Спилбергу, который сначала вволю напугался сам, а после решил поделиться своими ощущениями со всеми людьми доброй воли. В результате любительская работа попала на самые что ни на есть широкие экраны по всему миру, и на данный момент сборы в одной только Америке уверенно приближаются к стомиллионной отметке, а в планах студии «Парамаунт» уже стоит продолжение, которое тоже будет ставить Пели.
Случай не новый (достаточно вспомнить феномен «Ведьмы из Блэр») и, пожалуй, не во всем правдоподобный. В первую очередь смутные сомнения начинают терзать из-за личности открывателя: существует легенда, что в свое время на съемках великолепного и очень страшного «Полтергейста» (в котором речь шла... правильно, о семействе, попавшем в поле зрения разбушевавшихся духов) Спилберг был не только одним из продюсеров и авторов сценария, но и выполнял функции режиссера в куда большей степени, чем указанный в титрах Тоб Хупер. Соблазнительно было бы и здесь обнаружить мистификацию подобного рода, но в любом случае результат впечатляет. В тем большей степени, что на самом деле ничего во всех смыслах слова сверхъестественного на экране не происходит -- просто полтора часа нарезки вроде бы бытовых видеозаписей, которые фиксируют семейные сцены в интерьере, визит экстрасенса (Марк Фредрикс), и то, как по ночам, пока хозяева спят, а камера работает, за внезапно хлопнувшей дверью что-то стучит. В отличие от «Ведьмы из Блэр» создатели (кем бы они на самом деле ни были) не стали играть в возможную реальность записей, не городили огород вокруг подлинности, и все отсылки к вроде бы реальной истории не более чем вполне привычный кинематографический ход. Но и этого оказалось достаточно. Почему? Скорее всего главное здесь совсем не то, что зритель видит. Фильм устроен таким образом, что по-настоящему волнует и пугает тут вовсе не судьба конкретных средних американцев, а сам факт того, что пока ты спишь, кто-то или что-то может ходить по твоим половикам и смотреться в твое зеркало. Нечто подобное, пусть без экстрима, пусть на уровне ощущений, когда всей сущностью своей чувствуешь присутствие в комнате некой потусторонней субстанции и невозможно открыть глаза, потому что совершенно непонятно, что можно увидеть и кончится ли на самом деле сон, и даже не молишься в подсознательном страхе, что не поможет и молитва, а тогда уже вообще непонятно, что делать, испытывал, пожалуй, каждый. И именно это заставляет смотреть «Паранормальное явление». Потому что это про всех. И поэтому вдаваться в детальный разбор этого произведения нет никакого смысла. Фильм мог быть снят как угодно и где угодно (и есть подозрение, что подобного рода домашние экзерсисы существуют в куда большем количестве, просто не все они попались на глаза Спилбергу). Но чужие шаги в заведомо пустом коридоре звучат по обе стороны Атлантики абсолютно одинаково.
PS. Оригинальная концовка фильма перед выпуском его в широкий прокат была изменена под воздействием (никоим образом не паранормальным) того же самого Стивена Спилберга. О том, выиграла ли от этого картина в целом, каждый может поразмыслить самостоятельно: первоначальная версия ленты Пели, до которой еще не дотянулись щупальца главного голливудского демона, имеется в Интернете.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ