|
|
N°205, 09 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коридоры советской власти
Торгово-промышленная палата предлагает изменить концепцию государственной политики цен в России
Торгово-промышленная палата (ТПП) представила подготовленные совместно с Национальным институтом развития РАН «Концептуальные подходы к формированию государственной политики цен в РФ». Цель документа -- перенести центр формирования цены на продукцию вниз, к производителю, а для всех посредников на пути к потребителю установить ценовые коридоры, выход за пределы которых должен караться серьезными штрафами. Для реализации идеи, по мнению авторов, потребуется создать особый государственный орган по контролю над ценами, научно-исследовательские институты и Национальную (Федеральную) систему ценовой информации обо всех сделках.
На пресс-конференции накануне намеченного на 11 ноября 2009 года всероссийского форума «Эффективная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития России» вице-президент ТПП Владимир Исаков предупредил, что от справедливости цен и тарифов зависит выживаемость предприятий, экономики в целом, безопасность государства.
Председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров уверен, что российские рынки недооценены процентов на 70. «Налоговое и экономическое законодательство, -- по его мнению, -- готовилось под сырьевой, монопольный тип экономики. В результате мы создали монополии даже там, где их не было, например, в торговле. Государство искусственно ограничивало развитие малого бизнеса. Рынок интеллектуальной собственности у нас фактически запрещен (его размеры составляют 5 млрд руб., и это при 3 трлн долл. -- в США)». По словам генерального директора Национального института развития (НИР) РАН Михаила Гельвановского, в экономике России сложился такой парадокс: «При самом либеральном ценообразовании оно оказалось самым монопольным».
Для борьбы с "несправедливым" ценообразованием и исключения «паразитических звеньев» специалисты НИР РАН предлагают «наделить производителей товаров и услуг преимущественным правом устанавливать конечную цену для потребителя товара и в пределах этой цены согласовывать скидку в пользу продавца».
Контролировать выполнение этих договоренностей должно государство с помощью утвержденных «для основных видов стратегических или социально значимых товаров» так называемых «ценовых коридоров». В их рамках органы власти будут иметь возможность проводить «корректировки изменения цен при их отклонении от расчетной базы». Определять ширину коридоров авторы доклада намерены с помощью «расчетных моделей по типу тех, которыми пользовались в плановой экономике для приведения цен на уголь в соответствие с его меньшей энергетической ценностью по сравнению с газом и мазутом».
Для повышения конкурентоспособности российской экономики авторы доклада предлагают восстановить ее главное конкурентное преимущество -- дешевые энергосырьевые ресурсы. «Концентрация налоговой нагрузки в начале цепей технологической кооперации приводит к завышению цен на базовые производственные ресурсы -- энергоносители, электрическую и тепловую энергию, конструкционные материалы, что в свою очередь снижает конкурентоспособность продукции обрабатывающих отраслей и товаров потребительского рынка, вызывает дополнительную деформацию цен на товары конечного спроса», -- говорится в докладе. В этой связи предлагается «довести до нуля общую ставку налога на добычу полезных ископаемых», «отменить акцизы на моторное топливо, сохранив их только для бензина АИ 98».
Завышенность многих цен авторы доклада объясняют неудовлетворенностью спроса на товары и услуги, потенциал которого они оценивают в «несколько триллионов рублей в год». Именно этот дефицит является источником сверхприбыли, для борьбы с которой предлагается ввести «норматив предельной рентабельности».
Высокий уровень процентных ставок российских банков по сравнению с западными ставит отечественные предприятия в неравные конкурентные условия с иностранными товаропроизводителями, считают авторы доклада. «Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации является постепенное увеличение объема денежной массы», -- уверены в НИР РАН. Проблему инфляции предлагается решать «путем установления специального антиинфляционного налога, полностью или частично изымающего дополнительную выручку от завышения цен».
Для эффективного контроля за ценами авторы доклада рекомендуют создать государственный орган, отвечающий за проведение ценовой политики, сформировать Национальную (Федеральную) систему ценовой информации, принять закон «О ценах и ценообразовании», внести изменения в 110 действующих нормативных документов -- от федеральных законов до ведомственных актов, в т.ч. изданных во времена СССР, профинансировать из госбюджета научные центры, регулярно ведущие исследования по этой теме (то есть тот же НИР РАН) и организовать подготовку специалистов по ценообразованию. Последних, по мнению авторов документа, пытающегося реставрировать советские принципы ценообразования, стараниями установивших тотальное господство в экономической науке «вульгарных либералов» практически не осталось «после разрушения всей инфраструктуры государственных органов, специализированно наблюдающих и регулировавших цены».
Андрей СУСАРОВ