Время новостей
     N°204, 06 ноября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.11.2009
Риторический процесс
Начался суд по делу об убийстве Магомеда Евлоева
В Карабулакском райсуде Ингушетии вчера началось новое рассмотрение скандального дела об убийстве 31 августа 2008 года известного ингушского оппозиционера, владельца сайта «Ингушетия.ру» и члена Адвокатской палаты Москвы Магомеда Евлоева. Ранее решение по этому громкому делу не смог принять Назрановский райсуд республики, все судьи которого взяли самоотвод.

По официальной версии, Магомед Евлоев был убит непроизвольным выстрелом, произведенным при этом точно в висок, из пистолета главы охраны тогдашнего главы МВД Ингушетии, сопровождавшего правозащитника на допрос в милицейской машине. В связи с этим подсудимому Ибрагиму Евлоеву (однофамильцу погибшего) вменяется лишь «причинение смерти по неосторожности». Родственники и соратники оппозиционера в свою очередь уверены и заявляли с самого начала, что тот стал жертвой открытой расправы, организованной бывшим руководством Ингушетии, которое оппозиционер жестко критиковал.

Магомед Евлоев погиб 31 августа 2008 года после задержания в аэропорту Магаса, куда он прилетел из Москвы на одном самолете с тогдашним президентом Ингушетии Муратом Зязиковым. После того как президентский кортеж покинул аэропорт, к самолету подъехали высокопоставленные сотрудники республиканского МВД, а также охрана главы МВД Ингушетии Мусы Медова. Они заявили г-ну Евлоеву, что он должен немедленно проехать с ними к следователю для дачи свидетельских показаний по одному из уголовных дел. Оппозиционер сел в милицейский «УАЗ» и, согласно официальной версии, по дороге попытался отнять автомат у одного из сидевших рядом милиционеров. В завязавшейся борьбе сидевший на переднем сиденье начальник охраны г-на Медова Ибрагим Евлоев якобы случайно выстрелил из своего пистолета в висок оппозиционеру. В отношении Ибрагима Евлоева было возбуждено уголовное дело о «причинении смерти по неосторожности», что вызвало бурные протесты со стороны родственников и соратников погибшего. Они были уверены, что убийство их лидера было неприкрытой расправой со стороны тогдашних руководителей Ингушетии. При этом сообщалось, что, по данным оппозиционеров, у него по пути из Москвы в самолете якобы произошел личный конфликт с г-ном Зязиковым. Впрочем, все попытки потерпевшей стороны убедить в этом суд и изменить квалификацию обвинения ни к чему не привели.

Назрановский райсуд начал рассматривать это дело еще в октябре 2008 года, но процесс несколько раз переносился, то из-за болезни обвиняемого, то из-за ходатайств его защиты. В свою очередь сторонники г-на Евлоева заявлял, что справки о болезни подсудимого являются поддельными, и что он пытается затянуть процесс. В итоге суд приступил к рассмотрению дела по существу лишь 19 мая. Однако уже на первом заседании родственники и адвокаты оппозиционера демонстративно покинули зал, протестуя против отказа судьи переквалифицировать обвинение.

В конце мая, опасаясь, что Ибрагим Евлоев будет оправдан, представители погибшего заявили отвод судье Рамзану Тутаеву, и тот 3 июня неожиданно его принял. Дело должны были передать другому судье Назрановского суда, но все судьи взяли самоотвод. В итоге 20 июля Верховный суд (ВС) Ингушетии постановил передать дело на рассмотрение в Карабулакский райсуд.

Новый процесс должен был начаться 18 августа, но слушания вновь были отложены, на этот раз из-за ходатайства потерпевших. Они требовали объединить дело об убийстве г-на Евлоева с расследованием дела о краже у него 3 млн руб. Кейс с деньгами находился у оппозиционера, когда он прилетел в Магас, но после убийства он пропал. Потерпевшая сторона неоднократно отмечала, что расследование хищения практически не ведется. 2 октября ВС Ингушетии отказался удовлетворить ходатайство, и рассмотрение дела по существу было назначено на 5 ноября.

Как рассказал отец убитого Яхья Евлоев, вчера прокурор зачитал обвинительное заключение, из которого следовало, что убийство произошло непреднамеренно и что обвиняемый лишь «неосторожно нажал на курок пистолета». После этого состоялся допрос самого Яхьи Евлоева, который изложил свою версию произошедшего, согласно которой расправа над его сыном была организована Мусой Медовым и Муратом Зязиковым. «Я напомнил суду, что до убийства Магомед неоднократно получал угрозы, мой дом обстреливали, а за три дня до убийства к дому подъехали четыре машины с людьми Медова, которые ворвались ко мне и пригрозили, что если сын продолжит заниматься оппозиционной деятельностью, то я получу его труп».

По словам г-на Евлоева, в ходе допроса он сам задал несколько вопросов, в том числе о том, почему задержание его сына для доставки на допрос в качестве свидетеля проводили не рядовые сотрудники милиции, а лично замминистра МВД республики Магомед Гудиев и охрана г-на Медова, основу которой составляли его родственники. Также Яхъя Евлоев вновь напомнил суду, что следователь Джамбулат Шанхоев, подписавший постановление о принудительном приводе на допрос его сына, в начале этого года публично признался, что сделал это по приказу начальства уже после гибели оппозиционера, но его слова не повлекли за собой никаких последствий. Замечания отца оппозиционера, впрочем, и на этот раз остались риторическими, и на них никто не отреагировал.

Следующее заседание суд назначил на 12 ноября, когда, как ожидается, будут допрошены свидетели. По словам Яхьи Евлоева, их в деле примерно 15 человек -- в основном сотрудники МВД, участвовавшие в задержании его сына. «Свидетелей защиты будет немного, ведь убийство произошло в машине, и мы его не видели. Должен выступить Магомед Хазбиев, встречавший тогда сына в аэропорту», -- заявил г-н Евлоев. Он также отметил, что они планировали допросить в суде и Макшарипа Аушева (убит неизвестными на прошлой неделе в Кабардино-Балкарии), который был ближайшим соратником Магомеда Евлоева и после его гибели некоторое время возглавляя сайт «Ингушетия.ру».

На днях свое отношение к этому делу озвучил и президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. В одном из интервью он прямо заявил, что убийство оппозиционера было связано с его политической деятельностью. Вместе с тем, по мнению г-на Евкурова, роковой выстрел в машине действительно произошел случайно.

Анатолий КАРАВАЕВ