|
|
N°204, 06 ноября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без лица и следствия
ФСБ доложила о раскрытии убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой
Глава ФСБ Александр Бортников вчера доложил президенту Дмитрию Медведеву о раскрытии убийства адвоката Станислава Маркелова и внештатного корреспондента «Новой газеты» Анастасии Бабуровой, застреленных 19 января этого года в центре Москвы, на улице Пречистенка. Вчера же Басманный районный суд санкционировал арест предполагаемого убийцы -- Никиты Тихонова, а также Евгении Хасис, которую подозревают в соучастии в преступлении.
Как следует из доклада г-на Бортникова, арестованные состояли в одной из радикальных группировок и причастны к совершению еще одного убийства на почве национальной ненависти и вражды. Еще одно убийство усилиями контрразведчиков было предотвращено, но если бы свершилось, то было бы не менее резонансным. Арест Тихонова и Хасис проходил в режиме строжайшей секретности, и о подробностях предъявленных им обвинений никаких комментариев не давалось. По словам г-на Бортникова, задержанные, а также «изобличающие уликовые материалы» переданы СКП. Пока обоим вменяют только убийство адвоката и журналистки, но следствие еще продолжается, и не исключено, что позже список обвинений будет расширен. Впрочем, директор ФСБ вчера рассказал о расследовании этого дела в столь витиеватых формулировках, что не очень ясно, на чем же именно основаны подозрения против задержанных.
Адвокат Станислав Маркелов был известен тем, что представлял интересы чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, за изнасилование и убийство которой был осужден бывший полковник российской армии Юрий Буданов. 19 января он участвовал в пресс-конференции, посвященной условно-досрочному освобождению полковника. По окончании мероприятия г-н Маркелов вышел из здания Независимого пресс-центра вместе с внештатным корреспондентом «Новой газеты» Анастасией Бабуровой. Они шли по Пречистенке в сторону метро «Кропоткинская», когда сзади к ним подошел киллер, выстрелил обоим в затылок из пистолета с глушителем и спокойно ушел. Адвокат скончался на месте, а журналистка умерла уже в больнице.
Правозащитники сразу же заявили, что мотивом убийства стала активная позиция адвоката в деле Буданова, который хотел добиться отмены освобождения бывшего полковника. Сам г-н Маркелов также говорил о том, что ему угрожали. А через несколько дней после его убийства грозненский филиал правозащитного центра «Мемориал» распространил SMS-сообщение, полученное адвокатом незадолго до гибели, которое буквально звучало так: «Ты безмозглое животное опять влез в дело Буданова??!! Придурок, не мог найти более спокойный способ самоубийства??? иди быстрее в центр трансплантологии, может твои внутренности там кому-нибудь пригодятся, хоть не зря сдохнешь может денег еще дадут. Ты в натуре решил этот год сделать лучше освободив нас о твоего присутствия?!»
О раскрытии убийства Маркелова и Бабуровой глава ФСБ сообщил президенту Медведеву в рамках доклада о результатах работы ведомства по противодействию деятельности радикальных группировок в Москве. Он сказал, что подозреваемые принадлежали к одной из таких группировок и были задержаны 3 ноября.
«Получена необходимая доказательная база, и в результате первичных действий получена конкретная информация, которая является признательной, в результате проведенной работы, со стороны лица, совершившего убийство Маркелова и Бабуровой. У этой группировки изъято большое количество боевого огнестрельного оружия», -- доложил г-н Бортников. По-видимому, это означает, что непосредственный исполнитель убийства сознался в совершении этого преступления.
Изначально киллера описывали как высокого мужчину, и эта примета вполне подходит для арестованного вчера Никиты Тихонова. Из этого всего можно сделать вывод о том, что, возможно, именно его считают убийцей. «В ходе оперативных мероприятий, которые проводились дополнительно, раскрыто еще одно убийство, совершенное в сентябре этого года на почве национальной вражды, и к этому убийству также имеет отношение эта преступная группировка, -- сообщил также директор ФСБ. -- В процессе следующих оперативных мероприятий также было вскрыто намерение совершить этой преступной группировкой очередное убийство. И я полагаю, что это было бы резонансное убийство. Таким образом, предотвращено совершение еще одного тяжкого преступления». То есть фактически речь идет как минимум еще об одном убийстве и одном «намерении», которое пока невозможно истолковать никак иначе.
«Задержанные переданы Следственному комитету при прокуратуре, проводятся необходимые дополнительные следственно-оперативные мероприятия, изобличающие уликовые материалы также переданы им», -- подытожил г-н Бортников. Президент был вполне удовлетворен этим докладом и выразил надежду, что такие доклады станут регулярными.
В СКП же вчера сообщили, что «следствие проверяет причастность Тихонова и Хасис к совершению других преступлений». Осталось непонятным, к какой именно радикальной группировке они принадлежат. Сначала появилась информация, что будто бы это была РНЕ. Но эта организация никакой активности в последние годы не проявляла, а ее лидер Александр Баркашов давно политикой не занимается. Он, кстати, вчера заявил, что никогда не слышал о Тихонове и Хасис, и они никогда не имели отношения к РНЕ.
Вчера в Басманном суде, где рассматривался вопрос об избрании задержанным меры пресечения, было сообщено о том, что обоим предъявлено обвинение в совершении пока только одного преступления, по пп. «а», «ж» ч. 2 ст. 105 УК -- убийство двух и более лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору. То есть скорее всего речь идет пока только о подозрении Тихонова и Хасис в убийстве Маркелова и Бабуровой. По коридору суда в зал заседаний их вели по очереди, в сопровождении милицейского конвоя, приставов и нескольких людей в штатском, один из которых был вооружен автоматом. На головы закованных в наручники мужчины и женщины были натянуты шапки-маски задом наперед, так что они не могли ничего видеть, а на спину им накинули синие ватники, в которых обычно ходят зэки. И даже в клетке наручники с задержанных не снимали.
Сначала рассматривали ходатайство следствия об аресте Тихонова, а потом Хасис. Оба раза представитель Генпрокуратуры заявляла ходатайство о проведении заседания в закрытом режиме, обосновывая это «соблюдением тайны следствия», и его поддерживали и представитель СКП, и адвокаты, и сами обвиняемые. Поэтому вся пресса из зала была удалена, и журналистов вернули только на оглашение решения суда. Оно гласило, что Тихонов и Хасис должны быть взяты под стражу, поскольку обвиняются в совершении особо тяжкого преступления, могут скрыться, либо навредить следствию, либо оказать давление на свидетелей, либо продолжат на свободе заниматься преступной деятельностью.
Адвокаты подозреваемых также наотрез отказались от каких-либо комментариев. Единственное, что ответил адвокат Тихонова Евгений Скрипилев на вопрос, какая позиция у его подзащитного, что позиция эта у него есть.
Екатерина БУТОРИНА